История в деталях

ИСТОРИЯ В ДЕТАЛЯХ - рубрика для любознательных исследователей и любителей истории и исторических событий.

 

Из истории солдатской шинели

развернуть

Шинель - этот вид военного обмундирования знаком каждому солдату, да и у многих штатских он тоже на слуху. Его появление было обусловлено модой своего времени, но жизненная практичность и дешевизна изготовления позволили пережить свою эпоху. Уходили правители, исчезали империи, возникали и угасали войны, менялся неоднократно вид военной формы, но шинель долго оставалась на своем боевом посту, и что примечательно, практически без изменений.

Под шинелью обычно понимают форменное пальто из плотной шерстяной ткани со складкой на спине и удерживающим ее сложенной хлястиком. Само слово заимствовано из французского, где «chenille» обозначает утренний костюм. Сейчас нет достоверных данных, кто и когда придумал шинель. Есть только предположительные даты.

Первыми шинель, или лучше сказать великое пальто (greatcoatb), надели англичане в конце XVII века. Ее внешний вид, конечно, отличался от сегодняшнего, прежде всего отсутствием рукавов. Но вот защитные свойства, благодаря которым она хорошо согревала хозяина в сырую и дождливую погоду, быстро оценили военные. И на рубеже столетий она приходит в армию Ее Величества. Так в 1800 году герцог Кентский, командующий силами в Канаде, издал указ, согласно которому всем офицерам в Британской Северной Америке полагалось носить двубортное пальто, изготовленное из синего сукна. Через два года, в 1802 году, эти правила были изданы для всей британской армии.
Примерно в это же время шинель пришла и в Россию. В то время наше государство постоянно участвовало в войнах, поэтому чиновники средств на армию не жалели и, говоря сегодняшним языком, внедряли самые новые технологии. Но как это в нашей стране бывает, без казусов и печальных историй не обошлось.

Первые упоминания о введении шинели в армии появляются в пехотном уставе, согласно которому, шинель полагалась всем строевым и нестроевым нижним чинам для ношения в холодную и дождливую погоду поверх мундира. Для чинов егерских батальонов, а впоследствии полков, шинели полагалось строить из темно-зеленого сукна, для всех прочих полков – из белого. На каждую шинель отпускалось по 4 аршина 4 вершка сукна и на подкладку в рукава 3 аршина холста. Пуговицы, 6 шт., должны были быть деревянными, обтянутыми сукном. Срок носки шинели назначался в 4 года.
В течение 1797 года часть пехотных полков, у которых сроки носки старых потемкинских епанчей (плащ без рукава) истекли и которые не успели построить новые к концу года, получив предписание о продлении сроков службы епанчей, стали строить шинели по новому образцу, предусмотренному уставом. Шинели, по мнению очевидцев, быстро стали завоевывать популярность. Так это описывает один гренадер Бутырского полка: «Шинели с рукавами. Это было очень удобно; не в пример противу плащей; особливо в ненастную погоду или зимнюю пору. Можно всю амуницию надеть сверху шинели, а с плащом этого не сделаешь: он был без рукавов».

Но по какой-то причине все эти очевидные преимущества шинелей были проигнорированы императором Павлом, и он предписал вернуться к прежним плащам. Почему он это сделал, непонятно до сих пор. То ли из соображений дешевизны последних, или из подражания прусакам, но так или иначе, в новых штатах и табелях полевых пехотных и кавалерийских полков, «Высочайше от Его Императорского Величества конфирмованных в 5 день января 1798 года», опять были для всех строевых нижних чинов введены плащи белого сукна, за исключением только строевых и нестроевых чинов егерских полков и нестроевых мушкетерских и гренадерских полков, которым были оставлены шинели, первым темно-зеленого, а последним белого сукна.

Неизвестно, кто же был инициатором возвращения шинели к жизни, но фактом остается то, что уже в начале 1799 г. Его Императорским Высочеством великим князем Александром Павловичем, председательствующим в Военном департаменте, были представлены на апробацию императору новые образцы шинелей, которые полагалось иметь всем чинам вместо плащей. После положительного решения Павла I Александр Павлович отправил эти образцы прямо к управляющему Комиссариатской экспедицией генералу от инфантерии и кавалеру Вязмитинову и объявил 30 января Государственной военной коллегии: «Его Императорское Величество Всевысочайше указать соизволил, чтобы отныне впредь все войски, которым по последне апробованным штатам и табелям положены плащи из белого сукна, имели вместо тех плащей шинели по высочайше апробированным вновь образцам, полагая пропорцию сукна ту же, какова и на плащи положена была; т. е.: в кавалерийских полках по 5, а в прочих пеших войсках по 4 аршина 4 вершка на каждую шинель».
В Военную коллегию этот указ поступил 31 января, и уже 5 февраля Государственная военная коллегия выпустила в войска и всем надлежащим инстанциям указ: «Для надлежащего исполнения с тем, чтоб по прошествии сроков ныне имеющимся плащам от комиссариата делан был отпуск показанного количества сукна, с прибавлением ко оным надлежащего числа холста в рукава».

Уже через два года шинель прочно обосновалась в армии.

Существует запись в многотомнике «Историческое описание перемен в одежде и вооружении российских войск», изданном в 1899 году, где собраны все указы по военной форме одежды начиная с времен князя Владимира до Николая II, подтверждающая наличие шинели в армии того периода.
«30 апреля 1802 года конфирмована новая табель мундирным, амуничным и оружейным вещам Гренадерских полков, на основании которой и вышеприведенных четырех постановлений рядовым первых, или Шефских, собственно Гренадерских батальонов положены: мундир или кафтан, панталоны; сапоги; галстук; фуражная и гренадерская шапки, ШИНЕЛЬ, фуфайка; шпага, с темляком; портупея; ружье со штыком, ремнем, огнивным чехлом и полунагалищем: патронная сума с перевязью; ранец и водоносная фляга».

Согласно тому же документу шинель выглядела так:
«… из некрашеного сукна, темно- или светлосерого, только бы во всем полку одинакового, цвета, – с воротником и погонами по цвету и покрою мундирных, и с серыми, круглыми обшлагами. Строилась так, что могла быть надеваема не только на мундир, но еще и на фуфайку или полушубок. Напереди она застегивалась семью медными, плоскими пуговицами, в таком расстоянии одна от другой нашитыми, что при надетой сверх шинели портупее, самая нижняя пуговица приходилась под портупеею, а верхняя половина задних клапанов выходила сверх портупеи». Модернизация шла постоянно. С 19 октября 1803 года «всем унтер-офицерам Мушкетерских полков, на мундирах и шинелях, вместо одного погона, повелено иметь два».
Для рядовых шинели изготавливали из самого дешевого сукна ценой 65 копеек за аршин, было оно серого или, как еще говорили, хлебного цвета. Ткани шинель требовала много – на одну вещь уходило около трех метров, а на кавалерийскую шинель еще больше – около четырех метров. Дело в том, что кавалерийская была длиннее, с большим количеством складок на спине. И когда всадник был в седле, он расстегивал сзади хлястик и расправлял полы шинели, как попону. Края шинели никак не обрабатывались – толстое сукно в отличие от тонкого не сыпется.

Шили шинели из специального шерстяного сукна, которое обладало отличными теплоизоляционными свойствами – в походных условиях солдаты заворачивались в нее, как в одеяло. Современные любители, которые реконструируют исторические военные события, тоже пробовали: говорят, что не холодно, особенно если принять перед этим «фронтовые» сто граммов. Сукно очень прочное, даже в огне не горит: например, если попала искра от костра, то оно не вспыхнет, а будет медленно тлеть.

Хорошим примером того, что шинель заслужила любовь среди солдат, является появление анекдотов, сказок и басен с ее участием. Вот одна из историй:
Говорил барин с солдатом. Стал солдат хвалить свою шинель: «Когда мне нужно спать, постелю я шинель, и в головах положу шинель, и покроюсь шинелью». Стал барин просить солдата продать ему шинель. Вот они за двадцать пять рублей сторговались. Пришел барин домой и говорит жене: «Какую я вещь-то купил! Теперь не нужно мне ни перины, ни подушек, ни одеяла: постелю шинель, и в головах положу шинель, и оденусь шинелью». Жена стала его бранить: «Ну как же ты будешь спать?» И точно, барин постелил шинель, а в головах положить и одеться нечем, да и лежать-то ему жестко. Пошел барин к полковому командиру жаловаться на солдата. Командир велел позвать солдата. Привели солдата. «Что же ты, брат, – говорит командир, – обманул барина?» – «Никак нет, ваше благородие», – отвечает солдат. Взял солдат шинель, расстелил, голову положил на рукав и накрылся полою. «Куда как хорошо, – говорит, – на шинели после походу спится!» Полковой командир похвалил солдата.

С другой стороны, есть мнение, что воевать в шинели было не очень удобно. Длинные полы путались под ногами и сковывали движения. Одно время солдатам в строю разрешалось заправлять края шинели за ремень, чтобы маршировать было удобнее.

На протяжении своей «службы» в русской, потом советской, а затем и российской армии шинель не раз менялась по длине и фасону, подстраиваясь под нужды военных.

В Красной Армии в 1919 году был утвержден такой фасон шинели: однобортная, из сукна защитного цвета, с цветными клапанами (в зависимости от рода войск). Нагрудные клапаны почему-то называли «разговорами». Потом «разговоры» пропали, шинель стали застегивать на крючки. С 1935 года шинель стала двубортной, с отложным воротником. На спине осталась всего одна встречная складка (раньше было 6–7), по всей видимости, для экономии материала. Длину определяли просто: отмеряли от пола 18–22 см и отрезали. Цвет шинели в армии всегда оставался близким или к защитному, или к стальному. Но даже если шинель была одного образца, в разных регионах она могла отличаться по цвету – красители на разных фабриках давали свой оттенок. И только военнослужащие Военно-морского флота всегда щеголяли в одинаковых черных шинелях.

Как и в царской армии, в РККА были приняты пехотная и кавалерийская (длиной до пола) шинели. Шились они из грубого серо-коричневого сукна. Для офицеров и высшего командного состава шили шинели из сукна высшего качества. Генеральские шинели имели отвороты, подбитые красным материалом, и красные канты в швах. Для генералов авиации такие канты и отвороты были голубыми. Парадная офицерская шинель шилась из сукна стального цвета. На флоте шинель шили из сукна черного цвета.

В советское время, особенно в предвоенные и военные годы, на производство шинелей и сукна для них работала целая индустрия – в год изготавливались миллионы метров сукна. На каждую шинель уходило около трех метров ткани. Все это, естественно, пригодилось во время Второй мировой войны, где шинели пришлось пройти вместе с солдатами все тяготы и невзгоды. Причем использовалась она не только странами союзников, но и немцами.

Одним из лучших воспоминаний о том, чем являлась шинель для людей того времени, может послужить одноименный рассказ Виктора Астафьева.
«… Она жалеет свою солдатскую шинель. В этой шинели она ползала по передовой и вынесла на ней того, кто стал отцом ее единственного сына. Под этой шинелью она спала, любила и родила своего ребенка.

Однажды ей стало нечем кормить сына, не на что было выкупить горячее питание из детской кухни. На дворе был март, и она решила, что холода уже кончились, отнесла шинель на рынок и отдала за бесценок, потому что в ту пору и на рынке продавалось много шинелей, почти новых и с хлястиками… Сын лежал в темноте и думал о том, что первая седина у матери, наверное, появилась в тот день, когда она продала шинель. И еще он думал о том, что ему надо прожить очень большую жизнь и страшно много сделать, чтобы сполна оплатить ту солдатскую шинель без хлястика».

После Великой Отечественной войны шинель еще долго была в строю. Коренной перелом наступил во время афганской кампании, где ей пришлось постепенно уступить место более современной одежде, скажем, ватнику и камуфляжному бушлату. Хотя ватники появились еще во время финской войны – их поддевали для тепла все под ту же шинель, только в 70-х они стали самостоятельной одеждой. Как ни грустно, но время шинели, несмотря на все ее заслуги, ушло в прошлое.

 

свернуть

ЗИС-5 - автомобиль Победы

развернуть

Из документов, хранящихся в нашем музее (удостоверение шофера), мы узнали, что Ерш Михаил Савич, наш земляк, старший сержант, с 1946 года работал военным шофером на автомобиле ЗИС-5. Нам захотелось побольше узнать про этот автомобиль. Как расшифровывается слово "ЗИС", где он выпускался и чем отличается от современных машин? 

     

В настоящее время грузовые автомобили используются для доставки самых разнообразных товаров и для предоставления услуг. Современные грузовики оборудованы по последнему слову техники, что обеспечивает удобство для водителя и безопасность на дороге. Но в годы Великой Отечественной даже самые простые грузовые автомобили совершали настоящие подвиги – это и транспортировка вооружений, боеприпасов и доставка продовольствия. Чего стоит доставка продовольствия по «Дороге жизни» в окружённый Ленинград.

ЗИС-5 («трехтонка», «Захар», «Захар Иванович») — советский грузовик грузоподъемностью 3 тонны; второй по массовости грузовик 1930-1940-х годов (первое место занимал ГАЗ-АА). Во время ВОВ – один из основных транспортных автомобилей Красной Армии. Производился на Автомобильном заводе имени Сталина с 1933 по 1948 год. ЗИС расшифровывается как - "Завод имени Сталина".

В годы войны выпуск автомобилей постоянно наращивался. Если в первый месяц собиралось всего шесть-семь машин в день, то спустя некоторое время количество составляло уже десятки и сотни. Грузовик отлично зарекомендовал себя на бездорожье и быстро завоевал репутацию надежной и неприхотливой техники. Как правило, грузили на ЗиС-5 4-5 тонн, даже несмотря на то, что машина была рассчитана на перевозку трех тон. Несмотря на постоянный перегруз, машина шла спокойно, без надрыва. Улучшения характеристик удалось добиться благодаря установке низкооборотного двигателя. Тяговые возможности ЗиС-5 сильно приблизились к полноприводным грузовым автомобилям (ввиду повышенной проходимости, машина могла эксплуатироваться на дорогах любых категорий круглый год).
Недостаточная жесткость на скручивание несущей рамы (небольшое упущение в конструкции) сыграла на повышение проходимости, поскольку при преодолении неровностей повышался рабочий ход колес. Модернизированный двигатель без проблем запускался при отрицательных температурах, а для его работы подходил любой низкосортный бензин. В снаряженном состоянии грузовик мог буксировать прицеп массой до 3,5 тонн. Пробег до первого капремонта составлял 100 тысяч км.

ЗИС-5В на марше советских солдат

свернуть

274 Ярцевская стрелковая дивизия

развернуть

В документах, имеющихся в нашем историко-краеведческом музее, мы обнаружили одну любопытную деталь: наша землячка, старший сержант медицинской службы, Брановец Ольга Ивановна, несла службу в составе 274 стрелковой дивизии. В наше распоряжение попала выписка из приказ Верховного Главнокомандующего о вынесении благодарности бойцам дивизии и в знак тяжелых боев за освобождение городов Смоленского направления, за проявленный героизм и мужество в Ярцевском сражении, 274 стрелковую дивизию переименовывают в  274 Ярцевскую стрелковую дивизию. В музейном фонде имеется еще один документ, принадлежащий Брановец Ольге Ивановне, в котором упоминается уже  переименованная 274 Ярцевская стрелковая дивизия.

О воинском пути Ярцевской дивизии и полный текст приказа Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина о переименовании можно почитать здесь: https://poisk-pobeda.ru/forum/index.php?topic=3182.0 

О важности Ярцевского сражения в исходе великой Отечественной войны можно почитать здесь: https://mil.ru/winner_may/history/more.htm?id=12199512%40cmsArticle 

Видео: https://yandex.by/video/preview/5674915261248679539 

Командование войсками, участвовавшими в Смоленской операции и в Ярцевском сражении в том числе, возглавлял уроженец Гродненской области генерал армии В.Д.Соколовский.

свернуть

Красноармейская книжка. Что это такое?

развернуть

Среди экспонатов нашего музея нашлась красноармейская книжка Ерша Михаила Савича - нашего земляка, старшего сержанта. Нас заинтересовал этот документ, так как сведений о бойце у нас очень мало, а вот из книжки мы смогли узнать некоторые факты его военной биографии.

Так что же такое красноармейская книжка и для чего она нужна была? В открытых источниках мы нашли следующую информацию.

В ноябре 1941 года была введена красноармейская книжка. Книжка выполняла роль идентификатора личности бойца и имела силу даже при отсутствии фотографии. Красноармейские книжки обязательно должны были находиться в нагрудном кармане бойца. В случае смерти, похоронная команда изымала их и передавала в штаб, для учёта потерь личного состава.

Открываем первую страницу: "Красноармейскую книжку иметь при себе. Не имеющих книжек - задерживать". Эта запись говорит о том, что в те времена очень строго относились к хранению и ношению этого документа. Это был главный документ солдата в период Великой Отечественной войны. Но появился он не сразу. Официально до октября 1941 красноармейцы и младшие командиры (сержанты) не имели документов, удостоверяющих личность. На фронте многие из  них не имели до июня-июля 1942, а в тыловых округах и гораздо позднее.

Например, очень интересен тот факт, что еще в 1944 году Слуцк находился на территории Бобруйской области.

 

свернуть

История одной награды: медаль "За взятие Кенигсберга"

развернуть

В годы Великой Отечественной войны наши земляки проявили мужество не только на территории Республики Беларусь, но и далеко за ее пределами. Так, в документах школьного историко-краеведческого музея, а также среди памятных вещей, находящихся у родственников воинов-земляков, имеется медаль "За взятие Кенигсберга". Что такое Кенигсберг, где он находится и что происходило там в годы войны? В Интернете мы нашли такую информацию.

Кенигсберг  (сейчас Калининград, РФ) - 10 апреля 1945-го, над башней Дона в городе-крепости Кенигсберг подняли красный флаг. Неприступная цитадель на Восточном фронте, как все еще надеялись в ставке вермахта в Берлине, была взята советскими войсками в результате четырехдневного массированного штурма.

В ознаменование важных побед последнего года войны Верховный Совет СССР 9 июня 1945 года учредил медали за освобождение Белграда, Варшавы, Праги и за взятие Будапешта, Кёнигсберга, Вены, Берлина. Привлекает внимание тот факт, что в последнем указе есть единственная медаль за взятие не столицы, а главного города Восточной Пруссии. Из чего следует, что советское руководство придавало особое военно-политическое значение штурму «прусской твердыни».

Ровно в полночь с 9 на 10 апреля "Москва от имени Родины салютовала доблестным войскам 3-го Белорусского фронта" 24 артиллерийскими залпами из 324 орудий. И как было принято тогда, назывались поименно командиры и военачальники, чьи войска и подчиненные части отличились в боях за овладение Кенигсбергом. От имени Верховного главнокомандующего им всем объявлялась благодарность.

Два месяца спустя и ровно через месяц после Победы, 9 июня 1945 года, выйдет указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении медали "За взятие Кенигсберга".

Тем же указом учреждены еще три: "За взятие Будапешта", "За взятие Вены" и "За взятие Берлина". Наградить предписывалось "всех непосредственных участников героического штурма и взятия Будапешта, Кенигсберга, Вены и Берлина, а также организаторов и руководителей боевых операций при взятии этих городов".

В "Положении…" об этих медалях сказано, что ими "награждаются военнослужащие Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД". А вручение наград "производится от имени Президиума Верховного Совета СССР на основании документов, удостоверяющих фактическое участие в штурме и взятии указанных городов, выдаваемых командирами частей и начальниками военно-лечебных заведений".

Ерш Михаил Савич

 

Подробно здесь: https://general-khrulev.com/khrulev-medal-work/medal-kenigsberg/ 

свернуть

От одной фотографии - к названию улицы в Слуцке

развернуть

Что общего у фото с памятной доской и улицей 14 партизан в Слуцке? Вот и мы, глядя на фото, которое случайно обнаружилось в альбомах фотографий в нашем музее, изначально и подумать не могли, что у него будет хоть и косвенная, но связь с улицей 14 партизан в г. Слуцке. Но обо всем по порядку...

 

 

 

         

По материалам открытых Интернет-источников:

Бочко Иван Иванович (1892 г , д . Лопатичи Слуцкого р-на Минской обл. - 1920 г.) – участник борьбы за Советскую власть на территории Беларуси. Член РСДРП с 1917 г. Из бедной крестьянской семьи. Окончил Слуцкую гимназию с золотой медалью. На сайте Слуцкого райисполкома есть такая информация:
Деревня Лопатичи, Знаменский сельсовет. Здесь родился Иван Иванович Бочко (2.02.1899 — 4. 01.1922), член РСДРП (б) с 1917 г., секретарь Слуцкого уездного комитета партии в 1919 г., председатель уездного подпольного комитета в 1919—1920 гг. В 1974 г. на здании клуба в память об И. И. Бочко установлена мемориальная доска.

На сайте государственного учреждения культуры "Слуцкий центр народного творчества" нашлась такая информация: 

Борьбу трудящихся города и уезда против польских захватчиков возглавила Слуцкая подпольная партийная организация. Для нелегальной работы в городе была оставлена группа партийцев и создан уездный подпольный комитет Коммунистической партии. Секретарём уездного подпольного комитета партии был Иван Иванович Бочко. В деревнях Слуцкого уезда начали создаваться подпольные большевистские ячейки. Так, осенью 1919 г. в деревне Варковичи организовалась Слуцкая волостная ячейка партии. Один из членов этой ячейки, красный партизан Пётр Наумович Грицкевич (в начале Великой Отечественной войны добровольно ушёл на фронт, комиссар сапёрного батальона, погиб в 1941 г. на Западном фронте) писал: «Мы призывали население не давать наглым захватчикам ни продовольствия, ни денег, ни людей для работы. Наши призывы находили живой отклик среди крестьян, которые уже испытали все ужасы хозяйничанья польских панов».

В Варковичах и Серягах организовался партизанский отряд – 28 партизан, вооружённых винтовками и имевших к ним по нескольку десятков патронов. Желающих уйти в партизаны было много, но не хватало на всех оружия.

В начале 1920 г. в Слуцке состоялась I Уездная подпольная конференция большевиков. Она проходила в доме на углу Болотной и Копыльской улиц. К этому времени почти во всех волостях существовали подпольные ячейки. На конференции делегаты заявили, что крестьяне поддержат открытое выступление против оккупантов.

Выполняя решения конференции, слуцкие партизаны усилили деятельность по подрыву тыла польской армии.

В апреле 1920 г. польские жандармы арестовали группу слуцких партизан. В Слуцке были арестованы участники уездного совещания партизан. Оккупационные власти объявили город на военном положении. В уезд были посланы карательные отряды. В ночь на 23 апреля жандармы внезапно окружили местечко Гресск и также произвели аресты. Вместе с партизанами были арестованы польские солдаты-коммунисты Пётр Ярмолицкий, Михаил Емильянчик и Александр Каминский, которые помогали слуцким подпольщикам доставать оружие для партизан и вели коммунистическую пропаганду в польских войсках. 24 апреля состоялся военно-полевой суд. Суд приговорил к расстрелу 14 человек: солдат Каминского, Ярмолицкого и Емильянчика и партизан Никифора Бенько, Михаила Тишкевича, Петра Степановича, Николая Тишкевича, Максима Тишкевича, Петра Солодуху, Михаила Реутовича, Степана Красуцкого, Ефима Грачука, Антона Симоновича и Михаила Быченко. 12 человек было приговорено к каторжным работам, из них 9 – к 10 годам.

Осуждённые на смерть партизаны были расстреляны 25 апреля. Из ворот тюрьмы их вывели связанными друг с другом верёвками. Партизаны держались мужественно. Подходя к кладбищу, они запели «Интернационал». Жандармы заставили самих осуждённых вырыть себе могилу. Когда их поставили на край выкопанной ямы и предложили им завязать глаза, они все отказались. Партизаны умирали со словами: «Мы умираем, но Красная Армия скоро прогонит вас! Нас заменят тысячи новых бойцов!».

После освобождения Слуцка останки 14 слуцких партизан были перенесены на Комсомольскую улицу. На их братской могиле был поставлен памятник. Улица Кладбищенская, где оккупанты расстреляли героев, переименована в улицу 14-ти партизан.

Таким образом, наш земляк имеет прямое отношение к событиям 20-ых годов 20 столетия, а именно - к становлению советской власти на территории Слуцкого района.

свернуть