Профилактика аутоагрессивного поведения несовершеннолетних

Телефоны доверия для детей и подростков

развернуть

Внимание родителей - свободному времяпрепровождению детей!

02.03.2023
развернуть

Уважаемые родители!

Информируем Вас о том, что в последние дни в социальных сетях и мессенджерах появляются призывы к сбору сторонников так называемого ЧВК «Редан». Это субкультура, которая возникла в качестве подражания японской мультипликации. Ее символом является паук с номером, расположенным на нем. Каждый член организации носит данный символ с личным порядковым номером.

Организаторы незаконных массовых мероприятий в сети Интернет призывают подростков собираться возле крупных торговых центров республики для участия в драках против фанатов, скинхедов и мигрантов.

Основная категория, вовлекаемая в участие в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок, это молодежь в возрасте от 13 до 21 года. Их отличительными атрибутами являются клетчатые штаны, черная байка с изображением паука с цифрой 4, волосы средней длинны, окрашенные в черный цвет.

Уважаемые родители! Обращайте внимание на увлечения ваших детей, интересуйтесь их жизнью, контролируйте, с кем они общаются, в том числе в интернете. Подпишитесь на них в социальных сетях, так вы сможете видеть круг виртуальных знакомых. Чтобы ребенок не стал жертвой преступления и сам не оказался втянут в противоправные деяния, узнавайте, где, как и с кем он проводит досуг.

Предупреждаем об ответственности в случае совершения Вашими детьми правонарушений:

 предусмотренных статьями Уголовного Кодекса Республики Беларусь:

147 (умышленное причинение тяжкого телесного повреждения);

293 (массовые беспорядки);

339 (злостное хулиганство);

342 (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок).

предусмотренных статьями Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях:

19.1 (мелкое хулиганство);

23.24 (нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий).

Лица до 16-ти лет получат предупреждения и будут поставлены на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних. Лица старше 16-ти лет, которые намереваются участвовать в деструктивных действиях с соответствующей символикой и атрибутикой, будут привлечены к административной ответственности за участие в незаконных массовых мероприятиях.

свернуть

Безопасный интернет – детям. Родительский контроль

развернуть

БезОпасный интернет – детям. Родительский контроль

       В настоящее время остро стоит проблема негативного влияния интернет - ресурсов на подрастающее поколение, и, безусловно, преодоление ее требует вмешательства специалистов: психологов, педагогов, медиков. Однако профилактика и предупреждение этого явления во многом зависит и от родителей. Следует заметить, что вряд ли ребенок захочет сознательно контролировать свое время, проводимое у компьютера, или станет принципиальным противником экранного насилия, если взрослые будут занимать другую позицию. Главная задача родителей заключается в том, чтобы постараться обратить возможности медиа на пользу здоровья и развития, а не во вред ребенку.

         Необходимо рассказать детям, что:

в интернете нельзя публиковать свою личную информацию, включая адрес, телефоны, имена и место работы родственников и т.д., ведь неизвестно, как этой информацией кто-либо пожелает воспользоваться;

если человек, с которым происходит общение в социальных компьютерных сетях, не знаком лично, то контакты с ними должны быть особенно осторожными;

не нужно отвечать на письма и сообщения тех людей, чьи имена не знакомы. Лучшим выходом в подобных случаях является удаление письма или блокировка неизвестного пользователя в социальной сети или в системе электронной почты;

о любой опасной ситуации, которая возникает в процессе общения в интернет, как то угрозы, шантаж или настойчивые предложения встретиться и т.п., ребенок должен сообщить взрослым. Для того чтобы он так поступил, он должен быть уверен в том, что Вы всегда придете ему на помощь и поддержите его;

лучше всего обмениваться мнениями на форуме, где, как правило, присутствует достаточно много собеседников. Самыми «опасными» местами для подростка в социальных сетях могут стать так называемые «лички» - личные сообщения, которые видят только те пользователи, которые друг с другом общаются в данный момент;

необходимо критически относиться к медиаинформации, в том числе и к информации в интернет, которую нужно проверять и подвергать критическому анализу.

Вы должны знать, что: если Ваш ребенок является завсегдатаем социальных сетей, постарайтесь ввести в практику совместное обсуждение наиболее интересных для него тем. Ваше мнение может оказаться для него интересным и полезным. Для того чтобы быть в курсе контактов ребенка, станьте его не только реальным другом в жизни, но и виртуальным другом в сети, так у Вас будет больше возможностей пообщаться с ним, а также узнать о происходящих событиях в виртуальном пространстве;  

участие в он-лайн играх очень захватывает многих подростков. Однако многие такие игры включают азартные элементы и разного рода торги. Если Вы замечаете, что ребенок просит Вас дать ему денег «на игру», постарайтесь разобраться в ее содержании. Лучшим способом для этого является заинтересованность: проявите интерес к игрушке, которой увлечен Ваш ребенок, постарайтесь быть в курсе дела ее основных событий;

мир медиа таит в себе не только опасности, но и огромные возможности для образования и развития. Поэтому активнее раскрывайте вместе с ребенком не только игровые (развлекательные), но и познавательные ресурсы интернета.

Помните, что: любые взаимоотношения должны строиться на доверительной и партнерской основе. И семейные отношения здесь не являются исключением;

для того чтобы помочь ребенку ориентироваться в виртуальном пространстве и уберечь его от возможных опасностей, Вы сами должны научиться жить в этом мире;

задача воспитания состоит не только в том, чтобы уберечь ребенка от ненужных ошибок, но и научить его сознательно делать важный выбор в своей жизни.

         Важно, чтобы ребенок не только не подвергался опасностям медиамира, но и мог сознательно и самостоятельно ориентироваться в потоке информации.

 

Правила сетевого этикета в социальных сетях, чатах и онлайн-играх

     Общение с помощью Интернета давно превратилось в норму повседневной жизни. За последние десять лет социальные сети, чаты, форумы стали неотъемлемой частью виртуального пространства, объединив людей из разных уголков мира. Общение в них требует от пользователей соблюдения правил сетевой этики.

Социальные сети        

«Одноклассники» и «Вконтакте», Facebook и MySpace — аудитории этих сайтов насчитывают десятки миллионов человек. С их помощью каждый пользователь находит друзей и родственников. Стоит только зарегистрироваться на сайте — и можно начинать общение с другими обитателями виртуальной вселенной. Однако следует помнить, что в социальных сетях действуют свои правила общения:

  1. Нельзя размещать в своем профиле социальной сети чужие фотографии без разрешения этого человека.
  2. Ни в коем случае не пересылайте другим людям информацию и изображения из закрытых профилей своих друзей, к которым имеете доступ. Ваши друзья имеют право решать, кто будет видеть эти материалы.
  3. Не регистрируйтесь под чужими именами. Если хотите сохранить инкогнито — прибегните к псевдониму. Лучше оставьте поле для фотографии пустым, не используйте чужие изображения, особенно это касается реальных людей. Если загрузка фото обязательна, используйте изображение знаменитости.
  4. Не указывайте в своем профиле неверные данные об учебных заведениях или месте работы. Другие пользователи сети будут испытывать неудобство.
  5. Не публикуйте длинных публичных сообщений другим людям. Лучше воспользоваться функцией личной переписки.
  6. Относитесь тактично к людям, которые не хотят добавлять вас в друзья. Дважды отвергнутого предложения дружбы достаточно, чтобы убедиться в том, что пользователь не хочет открывать вам свою личную информацию.
  7. При использовании вымышленного имени не сообщайте своим друзьям заведомо ложную информацию. Вымышленные данные допустимы только с точки зрения защиты личной информации, но не предназначены для обмана собеседников.

Общение в чате

Общение в icq, чатах и на форумах также требует придерживаться определенных правил. В Интернете, как и при личной встрече, необходимо соблюдать нормы поведения и уметь поддерживать интересный разговор. В чате правила общения отличаются от этики повседневной жизни. Самые важные из них.

  1. Не стоит использовать в своих сообщениях только заглавные буквы. Нужная в этом случае клавиша Caps Lock заранее настраивает людей негативно. Также многих раздражают сообщения в стиле «ПрИвЕтИк», когда большие и маленькие буквы чередуются. Стоит использовать заглавные буквы по назначению.
  2. Второе. Нельзя забывать о знаках препинания. Многие пользователи считают, что при общении в Сети не особо важно соблюдать правила правописания. Отчасти это так,но иногда такой подход серьезно затрудняет понимание между людьми. Если вашим собеседником окажется учитель русского языка, то диалог между вами может не состояться.
  3. Третье. Правила правописания не очень актуальны в Интернете и по другой причине. Так называемый «олбанский» язык стал едва ли не официальным языком Рунета. Люди специально пишут слова с ошибками. Многие из них имеют фиксированное неправильное написание. Несмотря на популярность этого явления, начинать знакомство с приветствия «превед какдила» не стоит, потому что ваш собеседник может просто не знать о существовании «олбанского» языка и не быть в числе его поклонников.
  4. Четвертое. Следует писать предложения полностью, прежде чем отправлять собеседнику. Разорванные фразы могут запутать. Читать такой текст неудобно. Во многих чатах действует ограничение на отправление сообщений по времени, а icq и вовсе может принять частую отправку предложения по частям за деятельность спамера и отключить вас.
  5. Пятое. Не отправляйте собеседнику массивных файлов. Чаще всего проблема возникает при обмене фотографиями. По незнанию многие пытаются отправить фото в формате bmp, занимающим очень много места, вместо того чтобы перевести его в jpg. Люди,имеющие ограниченный Интернет, будут недовольны такой массивной фотографией и могут отказаться ее принять.
  6. Шестое. Не злоупотребляйте повторами. Если собеседник не заметил ваше сообщение,не нужно повторять одно и то же несколько раз. Пользователь вам не отвечает на два одинаковых сообщения, отправленных подряд? Вероятно, он занят или отошел.
  7. Седьмое. Сообщение не должно быть перегружено смайликами. Послание, в котором смайликов больше, чем букв, сложно читать.
  8. Восьмое. Не показывайте свою переписку другим пользователям без согласия собеседника. На то это и приватные разговоры, что их никто не видит, кроме участников беседы.

Общение в онлайн-играх

Для одних онлайн-игры — отдых и развлечение, способ отвлечься от реальности, для других они становятся важной составляющей повседневности, определяют стиль, круг общения,влияют на жизненные ценности. Хотите участвовать? Придется соответствовать. Каждая игра устанавливает свои правила поведения. Перед тем как вступить в игру, с ними следует ознакомиться (правила всегда печатаются в соответствующих разделах сайтов).

  1. В большинстве игр запрещено использование ненормативной лексики на форумах,в чатах и приватных сообщениях. Сдерживайте себя, ищите цензурные компромиссы,чтобы не поссориться с другими геймерами.
  2. Стоит избегать или сводить к минимуму публикации сообщений, не имеющих отношения к игре. Обсуждение «офтопов» — сторонних тем и вопросов — захламляет форумы и чаты, мешает игрокам и модераторам и вызывает недовольство.
  3. Если вас волнует какой-то вопрос, не надо дублировать его и заставлять геймеров обращать на себя внимание. Всегда можно обратиться к модератору.
  4. Модератор почти всегда прав. Если у вас возникли конфликты с пользователями игры и они решаются не в вашу пользу, если вам делают замечание или наказывают(блокируют аккаунт на определенный срок, лишают привилегий), то лучше не спорить. Это только усложнит отношения с администрацией проекта и другими геймерами. Проще извиниться и согласиться с оппонентами. В случае уверенности в своей правоте и нарушения ваших прав нужно жаловаться, в том числе и на модераторов,в администрацию проекта.
  5. Рекламные сообщения о других ресурсах, играх, сайтах запрещены пользовательскими соглашениями большинства онлайн-игр.
  6. Не переносите конфликты с виртуальными персонажами в реальную жизнь. То же самое касается негатива в реальной жизни: игра — не место для сведения личных счетов.
  7. Вежливость по отношению к другим игрокам обязательна. Геймеру-новичку стоит понаблюдать за поведением старожилов, обратить внимание на то, как они разговаривают между собой, какие нормы и вольности сложились в сообществе.

 

свернуть

Памятки

развернуть

Памятки родителям и педагогам для скачивания: https://disk.yandex.ru/d/4GVJjuQQJeQo5Q 

свернуть

Памятки родителям и педагогам

развернуть

Вас как родителя должны насторожить следующие особенности в поведении вашего ребенка (предсуицидальное поведение)

 Общие изменения в поведении

1 . Любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно

отдаление от близких; несвойственная замкнутость у общительных; возбужденное поведение и повышенная общительность у малоподвижных и молчаливых.

  1. Склонность к опрометчивым и безрассудным поступкам.
  2. Пренебрежение внешним видом.
  3. Нарушения сна: бессонница или повышенная сонливость.
  4. Снижение аппетита, похудание.
  5. Частое прослушивание печальной музыки.
  6. Резкое снижение повседневной активности: ухудшение школьной успеваемости, отказ от прежних увлечений и др.
  7. Уверения в беспомощности и зависимости от других.
  8. Разговоры или шутки о желании умереть, сообщение о конкретном плане суицида.
  9. Медленная, маловыразительная речь.
  10. Высказывания самообвинения.

Словесные заявления типа:

  • «ненавижу жизнь»;
  • «они пожалеют о том,
  • «что они мне сделали»;
  • «не могу этого вынести»;
  • «я покончу с собой»;
  • «никому я не нужен».

Эмоциональные признаки:

  1. Беспомощность-безнадежность.
  2. Переживание горя.
  3. Признаки депрессии: нарушение сна или аппетита, повышенная раздражительность, агрессивность, отгороженность, отсутствие удовлетворения, печаль.
  4. Вина или ощущение неудачи, поражения.
  5. Чрезмерные опасения или страхи.
  6. Чувство собственной малозначимости.
  7. Рассеянность или растерянность.

Существует три основных метода оказания психологической помощи человеку, думающему о суициде:

  1. Своевременная диагностика и соответствующее ЛЕЧЕНИЕ суицидента.
  2. Активная ЭМОЦИОHАЛЬHАЯ ПОДДЕРЖКА человека, находящегося в состоянии депрессии.
  3. ПООЩРЕHИЕ его ПОЛОЖИТЕЛЬHЫХ УСТРЕМЛЕHИЙ, чтобы облегчить ситуацию.

Индивидуальная профилактическая беседа с суицидентом.

В беседе с любым человеком, особенно с тем, кто готов пойти на самоубийство, важно уделить достаточно внимания активному выслушиванию. Активный слушатель – это человек, который слушает собеседника со всем вниманием, не осуждая его, что дает возможность его партнеру выговориться без боязни быть прерванным. Активный слушатель в полной мере понимает чувства, которые испытывает его собеседник, и помогает ему сохранить веру в себя. Активный слушатель поможет тому, чтобы высказывания его собеседника о желании умереть наверняка были услышаны.

Рекомендации по проведению профилактической беседы.

  1. Разговаривать в спокойном месте, чтобы избежать возможности быть прерванным в беседе.
  2. Уделять все внимание собеседнику, смотреть прямо на него, удобно, без напряжения расположившись напротив, но не через стол.
  3. Пересказать то, что собеседник рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей.
  4. Дать возможность собеседнику высказаться, не перебивая его, и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.
  5. Говорить без осуждения и пристрастия, что способствует усилению у собеседника чувства собственного достоинства.
  6. Произносить только позитивно-конструктивные фразы.

ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Ненавижу учебу, одноклассников и т.п….»

СПРОСИТЕ: «Что происходит У НАС, из-за чего ты себя так чувствуешь?…»

НЕ ГОВОРИТЕ:  «Когда я был в твоем возрасте…  да ты просто лентяй!»

ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Все кажется таким безнадежным…»

СКАЖИТЕ: «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь».

НЕ ГОВОРИТЕ: «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе».

ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Всем было бы лучше без меня!…».

СКАЖИТЕ: «Ты очень много значишь для нас и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит».

НЕ ГОВОРИТЕ: «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».

ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Вы не понимаете меня!…».

СКАЖИТЕ: «Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать».

НЕ ГОВОРИТЕ: «Кто же может понять молодежь в наши дни?».

ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Я совершил ужасный поступок…».

СКАЖИТЕ: «Давай сядем и поговорим об этом».

НЕ ГОВОРИТЕ: «Что посеешь, то и пожнешь!».

ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «А если у меня не получится?…».

СКАЖИТЕ: «Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное».

НЕ ГОВОРИТЕ: «Если не получится — значит ты недостаточно постарался!»

Кроме того, при проведении беседы нужно руководствоваться следующими принципами:

  1. Ни в коем случае нельзя приглашать на беседу через третьих лиц (лучше сначала встретиться как бы невзначай, обратиться с какой-либо несложной просьбой или поручением, чтобы был повод для встречи).
  2. При выборе места беседы главное, чтобы не было посторонних лиц (никто не должен прерывать разговора, сколько бы он ни продолжался).
  3. Желательно спланировать встречу не в учебное время.
  4. В процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы и тем более не выполнять какие-либо “попутные” дела. Надо всем своим видом показать суициденту, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.
  5. Если в ходе беседы несовершеннолетний активно высказывал суицидальные мысли, то его необходимо немедленно в сопровождении законных представителей направить к врачу психотерапевту, психиатру в ближайшее лечебное учреждение.

Роль средств массовой информации и сети Интернет в развитии суицидального поведения.

 Воздействие информации о суицидах в литературе и средствах массовой информации на совершение самоубийства издавна была предметом анализа сиуцидологов. Повышение риска совершения суицида после публикаций в СМИ характерно для подростков, в особенности для девочек.

По данным американских психологов, занятие видеоиграми или погружение в Интернет больше, чем 5 часов в день, связано с риском депрессии и появления суицидальных мыслей. Особое значение имеет поиск в сети Интернет подростками с суицидальными мыслями информации на темы, связанные с суицидом. Подобные поиски стимулируют суицидальное поведение с высокой вероятностью завершенных суицидов. Непосредственное общение или контакт в социальных сетях со сверстниками, склонными к суицидальному поведению, также оказывает провоцирующее влияние на суицидальные тенденции подростков.

При формировании зависимости от персонального компьютера, Интернета и мобильных устройств (неудержимое влечение; субъективное ощущение невозможности обходиться без сети; бесцельное блуждание по сети; Интернет и др. – преобладающая форма общения), в дальнейшем, лишение несовершеннолетнего сетевой активности, у него возникают дисфорические состояния, сопровождающиеся резким изменением настроения, агрессией, аутоагрессией, с реальными суицидальными попытками.

ЗАПОМHИТЕ !!! Подростки совершают суицид преимущественно в случаях, когда не видят решения своих проблем, если попытки справиться с проблемами завершились неудачно и при резком обострении чувства безнадежности. 

свернуть

Материал для проведения классного родительского собрания

развернуть

Профилактика аутоагрессивного поведения подростков
В помощь классному руководителю для проведения родительского собрания ( 7-11 кл)
АУТОАГРЕССИВНОЕ (суицидальное) поведение – это следствие социально –
психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого ею микросоциального
конфликт
Чаще всего причина суицидального поведения подростков кроется в наличие
неблагоприятного социального окружения. Наиболее значимой средой развития ребенка является
семья. Анализ причин суицида у детей и подростков указывает на то, что большинство из них
совершают суцидальные попытки и завершенные суициды из-за плохих взаимоотношений с
родителями, недостаточной степени понимания со стороны родителей и эмоциональной
холодности в семье.
Итак, плохие взаимоотношения в семье – толчок к суициду. Если ребенок испытывает чувство
одиночества, если в трудную минуту ему не у кого попросить защиты и поддержки, то это может
стать предпосылкой возникновения суицидальных намерений.
Как ваше общение с ребенком сделать более эффективным? В общении есть важные правила,
которые становятся простыми, если входят в привычку.
Дорогие родители, постарайтесь следовать этим правилам, ведь напряженные
взаимоотношения в семье чаще всего являются причиной стресса, как взрослых, так и детей!
нужно:
- принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в
неизменности вашей любви к нему.
- стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.
- внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя, и будет работать.
- понимать, что в любых поступках ребенка следует винить, прежде всего, себя.
- не пытаться «лепить» ребенка, а жить с ним общей жизнью: видеть в нем личность, а не
объект воспитания.
- чаще вспоминать какими вы были в возрасте вашего ребенка.
- помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.
нельзя:
- рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным, он не лучше и не
хуже других, он такой, какой он есть, он особенный.
- относиться к ребенку, как к сбербанку, в который вы вкладываете свою любовь и заботу, а
потом получите ее обратно с процентами.
- ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и вскормили – он вас об этом не
просил.
- использовать ребенка как средство для достижения своих (пусть самых благородных) целей.
- рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они
не передаются генетически).
- относиться к ребенку как к некоему неполноценному существу, ребенок это, прежде всего
человек, со своими правами.
2
- перекладывать ответственность за воспитание ребенка на воспитателей, учителей,
методические рекомендации…
Разговаривайте с ребенком, если общение не происходит, вы отдаляетесь друг от друга.
Рассказывайте детям о себе, пусть ваши дети знают, что вы открыты для откровенного
разговора, кроме того, таким образом вы подаете пример искренности и открытости. Умейте
поставить себя на их место. Детям часто кажется, что с теми проблемами, с которыми
пришлось столкнуться им не сталкивался раньше никто. Хорошо если у вашего ребенка не будет
сомнений в том, что вы его понимаете. Будьте рядом, детям важно знать, что дверь к вам всегда
открыта, что всегда есть возможность поговорить с вами. Будьте тверды и последовательны, не
давайте обещаний, которые не можете выполнить – будьте предсказуемы для своего ребенка.
Старайтесь все делать вместе с ребенком. Планируйте вместе с ним интересные дела,
участвуйте в его жизни. Подростки часто тем или иным образом находятся под влиянием
окружения. Убедитесь в том, что вы знаете с кем дружит ваш ребенок, общайтесь с его друзьями
– это позволит избежать многих проблем. Помните, что каждый ребенок особенный, у каждого
есть сильные и слабые стороны, помогите своему ребенку поверит в себя если у него что то не
получается. Показывайте пример – это самый эффективный способ воспитания. Выслушивайте
ребенка, способность слушать – ключ к нормальному общению. Разговаривая с вами, рассказывая
о себе ребенок не ждет оценок или критики. Учитесь просто слушать, не перебивая, не
настаивая на своем. Ребенку порой необходимо чтобы его просто выслушали.
Помимо внешних причин суицидального поведения, существуют и внутренние причины –
личностные особенности человека.
АГРЕССИВНОСТЬ – направленность на деструктивное поведение, разрушение, чаще всего
объективно не мотивированная; суицидальное поведение возникает тогда, когда агрессивность
человека направлена на самого себя (аутоагрессия).
Повышенный уровень агрессивности – всегда предпосылка к возникновению суицидального
поведения, т.к. агрессивность направленная во вне может в любой момент, под действием каких
либо обстоятельств, поменять направление (на самого человека).
Агрессия — это отражение внутренних проблем ребенка, которые возникают чаще всего из-за
жестокости и безучастия взрослых.
Чаще всего причиной агрессии отрочества является желание подражать поведению взрослых и
кумиров. Кроме этого, подростки усваивают навыки социального поведения близких и
авторитетных им людей.
Если в своей семье подросток сталкивается с хамством и грубостью взрослых, если
родители утвердили такое поведение как эталон общения в семье, то ребенок другим
просто не может быть.
Если родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребенка, особенно
перед чужими людьми, то ребенку как бы уже нечего терять, порог стыдливости и
ответственности преодолен, и можно продолжать делать плохо.
Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств детей, то они в
первую очередь связаны с семьей.
Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является
требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к собственному ребенку.
Требовательный по отношению к себе родитель никогда не будет ждать от своего ребенка то, что
им самим в ребенке не заложено. В первую очередь, требовательный к себе родитель способен
анализировать методы своего воспитания и корректировать их с учетом складывающейся
ситуации.
Однако родители должны помнить, что требовательность — это не тирания. Тирания порождает
3
тиранию.
Требовательность должна быть разумной и доброжелательной.
Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что родители проявляют ничем не
обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и
поддержки. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды, но и не нужно издеваться над ребенком и необдуманно его наказывать.
Иногда родители сами создают ситуации, которые впоследствии станут поводом к проявлению
агрессивности.
К примеру: «Сегодня «легкие» уроки, можно в школу не идти, я напишу записку учительнице,
что тебе плохо». Не надо удивляться родителям этого ребенка, если через пару лет он сам
напишет записку учителю и распишется за отца или мать или будет требовать от родителей
повторения подобных поступков.
Требовательность по отношению к ребенку должна быть разумной. Проявляя
требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным
состоянием ребенка.
Требовательность оправдана тогда, когда перед ребенком выдвигаются посильные задачи и
оказывается помощь в их решении. Даже самое справедливое и несложное требование, если оно
не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребенка, в том
числе и самого покладистого. Разница только в том, что покладистый ребенок будет выражать
протест скрыто, а ребенок не очень покладистый — открыто. Требовать что-либо от детей надо в
спокойной и доброжелательной форме, объясняя целесообразность требований.
В своих методах воспитания, в требовательности к ребенку родители должны быть
последовательны и едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие
родителей друг другу в воспитании ребенка, это дает возможность ему лавировать между
родителями, шантажировать их, врать им.
Если ребенку удается так поступать длительное время, а затем наступает запрет, это приводит к
проявлению детской агрессивности.
Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности
1. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
2. Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в
его душу несбыточных надежд.
3. Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.
4. Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.
5. Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.
6. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.
7. Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.
8. Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.
9. Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.
10. Помните, что ребенок — это воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы она
была реализована в полной мере!
Памятка № 2
Уважаемые папы и мамы!
Внимательно прочтите эту памятку! Для этого вооружитесь карандашом и вычеркните те
пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касаются. Мысленно представьте лицо
4
своего ребенка, будьте честны перед ним и перед собой!
После анализа подумайте над тем, что можно еще изменить.
Агрессивность ребенка проявляется, если:
• ребенка бьют;
• над ребенком издеваются;
• над ребенком зло шутят;
• ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
• родители заведомо лгут;
• родители пьют и устраивают дебоши;
• родители воспитывают ребенка двойной моралью;
• родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;
• родители не умеют любить одинаково своих детей;
• родители ребенку не доверяют;
• родители настраивают детей друг против друга;
• родители не общаются со своим ребенком;
• вход в дом закрыт для друзей ребенка;
• родители проявляют по отношению к ребенку мелочную опеку и за
боту;
• родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребенку;
• ребенок чувствует, что его не любят.
Для преодоления детской агрессии в своем педагогическом арсенале родители должны иметь:
внимание, сочувствие, сопереживание, терпение, требовательность, честность,
откровенность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, сердечность,
понимание, чувство юмора, ответственность, такт, дружелюбие, умение удивляться, надежду и
любовь.
Признаки, которые свидетельствуют о возникновении стресса у ребенка.
Для младшего школьного возраста:
- заметное ухудшение школьной успеваемости
- увеличение времени занятий, при ухудшении результатов
- выраженное расстройство и волнение: нежелание идти в школу, вечером ложиться спать,
утром – вставать
- нежелание участвовать в совместных занятиях
- гиперактивность, нервные тики или постоянные движения, или наоборот апатия и общее
снижение активности
- постоянные ночные кошмары
- провокационное поведение: непослушание, неподчинение взрослым, агрессия (дольше
одного месяца)
- частые смены настроения
Для детей среднего и старшего подросткового возраста:
- изменение школьной успеваемости
- употребление алкоголя, наркотиков, курение
- изменения в режиме сна и питания
- частые жалобы на различные боли и общее недомогание
- одержимость вопросом своего веса (особенно у девочек)
5
- противопоставление себя власти других людей, выражающееся в актах воровства,
вандализма
- пессимизм, депрессивность, плохой аппетит
- частые проявления жестокости, агрессивности

Чтобы точно установить проблему и получить консультацию, вы можете обратиться к школьному
или районному психологу.
  Помните ваша поддержка и понимание –
лучшее лекарство для вашего ребенка, но иногда этого не достаточно и нужно
обратиться к специалисту. Помните, что просьба о помощи – первый шаг к ее
получению.

 

свернуть

Правила взаимодействия с подростком, склонным к аутоагрессии

развернуть

Быть родителем непросто. Воспитание детей - это труд, который требует кропотливости, колоссального терпения и конкретности мыслей. Но порой поведение подрастающего поколения ставит в тупик самых креативных родителей. И здесь им на помощь приходят советы психологов. Сегодня мы предлагаем рассмотреть самые неординарные проблемы и способы выхода из них.

 

Аутоагрессивное поведение

Агрессия, направленная на себя, пугает любого родителя. Главное здесь правильно и вовремя распознать, и отличить действительно опасные симптомы от хвастовства. При этом надо иметь в виду, что повышенное внимание и чрезмерная эмоциональная реакция взрослых может как спровоцировать дальнейшие вспышки аутоагрессии, так и напугать подростка, заставив его скрывать самоповреждения от взрослых.

 

Как вести себя родителям:

- Обращайте внимание на любые повреждения на теле ребенка: царапины, ссадины, следы проколов.  Спокойно интересуйтесь, каким образом он их получил. Если таких случаев становится все больше, стоит насторожиться.

- Напоминайте ребенку о том, что вы расспрашиваете его не для того, чтобы ругать, объясните, что ваше беспокойство вызвано исключительно заботой о нем.

- Приучайте подростка промывать царапины и ссадины, мазать их йодом, заклеивать пластырем. Это на бессознательном образе формирует у человека образ своего тела, как ценности, которую он любит и о которой должен заботиться.

- Неуравновешенные дети могут перенимать такой стиль поведения у своих друзей или более популярных в коллективе сверстников. Это своего рода возможность придать себе вес и выделиться. К такому копированию склонны подростки с низкой самооценкой. Родителям следует обратить серьезное внимание на душевное состояние подростка и на отношение его с другими детьми.

- Любые случаи аутоагрессии должны стать предметом серьезного внимания взрослых.  Любые случаи аутоагрессии должны стать предметом серьёзного внимания взрослых. Обратитесь за помощью к психологам. Не бойтесь, что вам посчитают плохим родителем или что ваша тревога спровоцирует у ребенка желание манипулировать вами. Склонность к причинению вреда связана с такими чертами характера, как замкнутость, застенчивость и обидчивость.

 

Если вы стали свидетелем самоповреждающего поведения:

  • Во-первых, ни в коем случае не впадайте в панику.  В таком состоянии ребенок может быть крайне возбужден, и ваша чрезмерная реакция вместо того, чтобы успокоить его, закрепит в нем воспоминание о сильном переживании и превратит самоповреждающее поведение в привычный способ эмоциональной разрядки.
  • Постарайтесь успокоить ребенка, разговаривая с ним. Это лучший способ унять тревогу. Сядьте рядом, обнимите его, погладьте, пока он не расслабится и не отвлечется. Позже поговорите о происшедшем: объясните, что иногда люди наносят себе повреждения или причиняют боль, когда им тоскливо или в голову лезут плохие мысли. Объясните, что это неудачный способ, так как он не устраняет тревогу. А только заглушает ее с помощью боли и страха. Скажите, что вы всегда готовы поговорить с ребенком или просто посидеть рядом, если он в этом нуждается.
  • Если к несчастью, подросток нанес себе слишком сильное повреждение и вам кажется, что лучше обратится к врачу, сделайте это обязательно. Не нужно понапрасну пугать ребенка («Тебя заберут в больницу!») или изливать на него свой гнев.  Ему и так, скорее всего, страшно и стыдно. Скажите, что не произошло ничего непоправимого. Что иногда люди, когда им плохо, совершают глупости. Объясните, что вы оба напуганы и расстроены, но лучше все-таки показаться врачу, чтобы избежать неприятных последствий.  При первой же возможности серьёзно поговорите с ребенком, объясните, что такого рода поступки могут закончиться гораздо хуже, чем он думает.
  • Впоследствии не делайте вид, будто ничего не произошло. Иногда взрослые полагают. Что таким образом можно избежать повторения страшного эпизода.  На самом деле подросток воспринимает подобное поведение, как желание игнорировать его проблемы. Конечно, не стоит ежедневно демонстративно осматривать кожу ребенка на предмет новых повреждений. Но не стесняйтесь показывать, что вы помните о произошедшем и волнуетесь.
свернуть

Если у вас возникают опасения

развернуть

Профилактика аутоагрессивного поведения

Если у вас возникают опасения
относительно состояния вашего ребенка
Любые неожиданные или драматические изменения, влияющие на поведение подростка или ребенка, любые внезапные и значительные изменения поведения следует воспринимать родителям всерьез. К ним относятся:
· потеря интереса к обычной деятельности,
· необычное снижение активности, безволие,
· плохое поведение в социуме, не подчинение разумным требованиям взрослых,
· необъяснимые или частые исчезновения из дома,
· увеличение потребления табака, алкоголя или наркотиков,
· инциденты, приводящие к контактам с правоохранительными органами, участие в драках и беспорядках,
· психические расстройства (депрессия, тревожные расстройства, неврозы),
· нарушение пищевого поведения,
· межличностные конфликты или потери,
· отчужденность подростка, уход в себя либо в какое-то дело,
· серьезные трудности в учебе.
Перечисленные признаки характерны для учащихся, которые, по всей видимости, переживают психологический или социальный стресс, и у них, возможно, возникают мысли о самоубийстве, которые в последствии способны привести к суицидальным действиям.
Повышение самооценки
Позитивная самооценка защищает подростков и молодых людей от психологического стресса и подавленности, а также помогает им лучше справляться со стрессовыми ситуациями в жизни. Для повышения самооценки можно использовать следующие подходы:
· Всегда старайтесь подчеркивать все хорошее и успешное, что присуще вашему ребенку. Ощущение успешности, достижения в чем-то, в том числе, прошлые успехи улучшают состояние, повышают уверенность в себе и укрепляют веру в будущее.
· Не следует оказывать постоянное давление на подростка или молодого человека или предъявлять чрезмерные требования в отношении все лучших и лучших результатов (в учебе, в жизни и т.д.)
· Родителям недостаточно только говорить или думать, что они любят своих детей, им следует их действительно любить. Существует большое различие между тем, когда ты чувствуешь, что тебя любят, и когда тебе только часто повторяют, что любят.
· Детей важно принимать такими, какие они есть. Более того, их нужно любить такими, какие они есть. Они должны чувствовать, что их любят не за хорошее поведение и успехи, а потому, что они дети своих родителей.
· Поддерживайте самостоятельные устремления ребенка. Не судите его слишком строго. Вообще стремитесь поменьше оценивать. Самостоятельность и собственные умения – эти строительный материал для повышения самооценки.
· Самооценка во многом зависит от физического развития, навыков общения среди сверстников. Поощряйте занятия спортом, успехи среди друзей. В конце концов, рано или поздно подросток или молодой человек должен стать независимым от своей семьи и окружающих сверстников, наладить отношения с противоположным полом, подготовить себя к самостоятельной жизни, выработать собственную осмысленную жизненную позицию. В этих начинаниях ему необходима тактичная и умная поддержка.
Если существует суицидальный риск
или уже произошла попытка
Чаще всего подростки и молодежь в состоянии стресса или суицидального риска, а также после совершенной попытки испытывают главную проблему – проблему общения, т.е. неспособность или невозможность обсудить с кем-то возникшие проблемы. Поэтому диалог с человеком в это время является бесценным.
Первым шагом в предупреждении самоубийства всегда бывает установление доверительного общения. Если его достичь не удается, возникает ситуация, в которой молчание и нарастающее напряжение в отношениях не позволяет осуществить никаких полезных действий для подростка. Страх взрослых спровоцировать суицидальное поведение разговором о самоубийстве, обсуждением суицидальных мыслей и сигналов приводят к отсутствию эффективной коммуникации (см. предрассудки и факты о суициде).
Необходимость беседы с ребенком о его суицидальной попытке – сложная проблема для родителей, поскольку она часто обостряет их собственные психологические конфликты или вскрывает существующие проблемы. В ряде случаев неразрешенные, эмоциональные проблемы родителей выходят на поверхность. Отсюда, с одной стороны, желание и необходимость поговорить с сыном или дочерью, с другой – страх перед этой беседой. В результате проблема не обсуждается и общение не происходит.
Иногда дискомфорт, который испытывают родители, выливается в осознанную или бессознательную агрессию против ребенка. Необходимо помнить, что подростки и молодые люди в состоянии суицидального кризиса являются особенно чувствительными не только к тому, что говорится, но и как это говорится. Порой большую пользу оказывает невербальная коммуникация – «язык жестов и прикосновений».
Родители могут столкнуться с тем, что ребенок отвергает их помощь. На самом деле он одновременно и желает, и не хочет ее, поэтому мягкость и настойчивость, терпение и максимальное проявление сочувствия и любви необходимы для достижения положительного результата в диалоге. Дальше приводятся некоторые практические рекомендации.
 
Помощь отчаявшемуся подростку
· Вы должны оставаться самим собой. Остальное воспринимается как обман, пусть и непреднамеренный, звучит фальшиво и не является искренним для вас или вашего ребенка.
· В вашу задачу входит вступить с сыном или дочерью в доверительные отношения, чтобы он смог рассказать вам правду о том, что у него на уме. Нужно, чтобы он чувствовал себя на равных с вами, как с другом.
· Что именно вы говорите (или не говорите) - не столь важно. Важно, КАК вы это говорите. Если вы не можете найти нужных слов, но переживаете искреннюю заботу, ваш голос, интонация передаст ее.
· Имейте дело с человеком, а не «Проблемой». Говорите как равный; а не как старший. Если вы попытаетесь действовать как учитель или эксперт, или прямолинейно разрешать проблемы (что обычно и делают родители), это может оттолкнуть вашего ребенка.
· Сосредоточьте свое внимание. Вслушивайтесь в чувства, а не только в факты, и в то, о чем умалчивается, наряду с тем, о чем говорится. Позвольте человеку, не перебивая, излить душу.
· Не думайте, что вам следует что-то говорить каждый раз, когда возникает пауза. Молчание дает каждому из вас время подумать.
· Проявите искренне участие и интерес, не применяйте допроса с пристрастием. Простые, прямые вопросы («Что случилось?», «Что произошло?») для собеседника будут менее угрожающими, чем сложные, «расследующие» вопросы.
· Направляйте разговор в сторону душевной боли, а не от нее. Ваш сын или дочь хотят рассказать вам о личных и болезненных вещах, которые трудно услышать большинству людей.
· Постарайтесь увидеть и почувствовать ситуацию глазами вашего ребенка. Будьте на его стороне, не принимайте сторону людей, которым он может причинять боль или которые причиняют боль ему.
· Дайте возможность сыну или дочери найти свои собственные ответы, даже если вы считаете, что знаете очевидное решение или выход.
· Во многих случаях решения просто не существует, и ваша роль заключается в том, чтобы оказать дружескую поддержку, выслушать, быть со своим ребенком, который страдает. Предоставление времени, внимания и заботы может показаться недостаточным. Люди в состоянии горя, находящиеся в ситуации, кажущейся безвыходной, могут заставить вас чувствовать себя беспомощными и глупыми. К счастью, вы не должны обязательно выработать какое-то определенное решение, немедленно изменить жизнь или даже спасать ее. Ваш сын или дочь спасутся сами и изменят свою жизнь. Доверяйте им.
· И последнее. Когда вы не знаете, что сказать, не говорите ничего. Но будьте рядом!
Если у вас возникают опасения относительно
состояния вашего ребенка
или если в семье уже имела место суицидальная попытка,
следует предпринять меры
по предупреждению суицидального кризиса.
Эти действия включают две основных стратегии –
1.     постоянную работу по улучшению взаимоотношений в семье, повышению самооценки,
2.     самоуважения у ребенка, а также меры по улучшению коммуникации (общения) в семье при выявлении признаков суицидальной угрозы.
свернуть