Виртуальная экскурсия "Герой Советского союза - Александр Игнатьевич Уласовец"

Герой Советского Союза - Александр Игнатьевич Уласовец

развернуть

         

Родился 26 июля (8 августа) 1901 года в деревне Лопатичи ныне Слуцкого района Минской области в крестьянской семье. Белорус.

Окончил курс строительного техникума.

В 1920 году во время Гражданской войны состоял в партизанском отряде, действовавшем в Слуцком районе. В 1922 году был призван Слуцким РВК БССР в Красную Армию, службу проходил в 7-м отдельном железнодорожном батальоне.

Член ВКП(б) с 1925 года.

В 1928 году окончил Ленинградскую школу военных сообщений. Служил в Рязани затем на Дальнем Востоке: Владивосток, Ерофей Павлович.

В 1936 году капитан Александр Уласовец направлен для дальнейшего прохождения службы во 2-ой отдельный железнодорожный полк в Белогорск Амурской области.

Боевой путь Александра Игнатьевича временно разошелся с 2-м ОЭЖДП. В действующей армии с июля 1942 года. С июня по сентябрь 1942 года А. И. Уласовец сражался под Сталинградом, за что получил медаль "За оборону Сталинграда". Был контужен 29 июля, а 11 сентября 1942 года – ранен, за тем последовали госпиталь, лечение и реабилитация. Его жена ошибочно получила извещение о гибели мужа... 

С 14 апреля по 14 декабря 1943 года А. И. Уласовец командовал 224-м гвардейским стрелковым полком 72-ой гвардейской стрелковой дивизии 7-й гвардейской армии Степного фронта.

Приказом от 13 июля 1943 года  А. И. Уласовец был награжден орденом "Красное Знамя". В описании подвига в наградном листе изложено:

"Командир 224 гвардейского стрелкового полка гвардии майор Уласовец в трудной обстановке боя проявил исключительное упорство в противодействии наступлению превосходящих сил врага.

Полк дрался упорно, нанеся значительные потери противнику: сжёг два танка и подбил четыре, подбил самоходную пушку, уничтожил до 2500 немецких солдат и офицеров.

Несмотря на то, что командный пункт был окружён автоматчиками противника, руководил боем. Вызвал артогонь на себя.

Контратакой своего полка совместно с частями 213 стрелковой дивизии выбил противника из населенного пункта Безлюдовка. Отбросил противника за реку Северский Донец, ликивидировал успех противника, полностью восстановил положение своего полка".

В повести «Будут жить!» бывший старший врач артполка, подполковник медицинской службы в отставке Галина Даниловна Гудкова описывает так встречу с А. И. Уласовцем в это же время:

"Находился НП на переднем крае, на западной стороне деревни Приютовки. Мы с Таней и санитаром Широких закончили работу поздно ночью и решили не возвращаться домой, а заночевать где-нибудь поблизости.

Но где? Крохотная землянка наблюдательного пункта вместить нас не могла, бродить же по переднему краю в поисках блиндажей стрелковых рот не полагалось. Хорошо бы отыскать пустую хату! Но к лету сорок третьего года в деревнях по Северскому Донцу целых хат не оставалось – все были разбиты бомбами или снарядами, сожжены… Кроме одной-единственной, торчавшей в центре Приютовки.

Стояла она без оконных рам, без крыши, растащенной на землянки, среди воронок от мин и снарядов, посеченная осколками. Стояла, словно обезумевшее от горя существо, которому ничто на свете уже не страшно. Не в эту же хату было забираться!

 – А почему бы и не забраться, товарищ военврач? – почесал в затылке Широких. – Думаете, зазря она целая стоит? Немец же её верняком за ориентир держит. Поверьте слову! Да и не станет фриц ночью по ней долбить.

Доводы Широких показались разумными. К тому же до хаты было рукой подать…

При свете луны мы обследовали её, нашли комнату с дверью, запиравшейся на засов, выгребли мусор и, донельзя усталые, расположились на ночлег. Едва закрыв глаза, я провалилась в сон.

Дверь сотрясалась от ударов… Незнакомый властный голос требовал:

– Немедленно открывайте, иначе вышибем!

Я открыла. В комнатку решительно втиснулись несколько человек в фуражках и плащ-палатках. Первый, направив мне в лицо луч ручного фонарика, резко спросил:

– Кто такая? Почему здесь? Где охрана?

Заслоняясь от света рукой, отвернув лицо, я так же резко ответила:

– Уберите фонарь! Не знаю, с кем разговариваю, и отвечать не намерена!

Кто-то из вошедших торопливо сказал, обращаясь к моему собеседнику:

– Товарищ гвардии майор, это медики из артполка. Я их знаю.

– Мне все равно: медики, химики! – отведя луч фонаря, но по-прежнему резко продолжал майор. – Чтоб к рассвету духу их тут не было! А хату к утру разрушить. Устроили, понимаете, приют священный…

Я не выдержала:

– Товарищ гвардии майор, перед вами две женщины. Очень прошу, выбирайте выражения. К тому же я гвардии капитан медицинской службы, вам не подчинена и попрошу тут не распоряжаться.

Наступила пауза. Незнакомый майор ещё раз осветил наши лица, внезапно круто повернулся, распахнул дверь ногой и вышел из хаты. За ним остальные. С улицы донёсся уже более спокойный голос майора:

– Пусть ночуют, но чтоб я этой хаты завтра с микроскопом обнаружить не мог! Ясно?

– Слушаюсь, товарищ гвардии майор! – отозвался более молодой голос.

* * *

На следующий день меня вызвал Хроменков:

– Галина Даниловна, что у вас произошло с гвардии майором Уласовцем?

Фамилию Уласовца, командира 22-го гвардейского полка, я слышала, но никогда с ним не встречалась, и, следовательно, ничего у нас с Уласовцем произойти не могло.

– Да нет, произошло, – сказал Хроменков. – В Приютовке ночевали?

Все стало понятно: вот, значит, кем был нежданный ночной гость…

– Звонил командир дивизии, – строго сказал майор. – Выразил недовольство тем, что медицинский персонал артполка ночует на переднем крае. Тем более что вы, Галина Даниловна, не обеспечили никакой охраны, а гитлеровцы все время пытаются добыть "языка".

Я начала оправдываться, но Хроменков прервал меня:

– Командир дивизии приказал разъяснить, что ваше место – на медпункте артиллерийского полка, а не на переднем крае. Это все. Вы свободны.

Я вышла с пылающим лицом.

Но уже близилось то время, когда место медицинских работников артиллерийского полка оказалось именно на переднем крае и именно по приказу командира дивизии. От этого дня нас отделяли всего три недели…"

Воины 224-м гвардейского стрелкового полка под командованием А. И. Уласовца в ночь на 25 сентября 1943 года форсировали реку Днепр в районе села Бородаевка Верхнеднепровского района Днепропетровской области Украины, захватили и расширили плацдарм, нанеся гитлеровцам значительный урон в живой силе и боевой технике.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1943 года за умелое командование стрелковым полком, образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии подполковнику А. И. Уласовцу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В наградном листе его подвиг описан так:

"Товарищ Уласовец А. И., выполняя боевое задание под огнем противника, в трудных условиях стремительными действиями развивая успех в наступательном порыве наших частей, не имея табельных переправочных средств, в ночь с 25 на 26 сентября 1943 г. форсировал реку Днепр в районе сел: Новый Орлик - Бородаевка. С боем прошел до 4-х километров, нанося большие потери противнику.

Поставленная задача полку на прорыв обороны противника и выход на правый берег р. Днепр для обеспечения плацдарма дальнейших операций наших войск выполнена".

В дальнейшем А. И. Уласовец назначен заместителем командира 8-й Гвардейской Воздушно-десантной Первомайской дивизии. Дивизия создала угрозу окружения немецко-румынской группировки, удерживающей Первомайск. Противник в спешке оставил город и начал отступление. За участие в освобождении города, дивизия и была удостоена почётного наименования «Первомайская». В дальнейшем полки дивизии освобождали северные районы Николаевской, Одесскую область, Молдавию, Румынию.

В июле 1944 года А. И. Уласовец был удостоин очередной наградой – орденом Отечественной Войны I степени. В наградном листе от мая 1944 года есть такие строчки:

"В наступательных операциях дивизии в составе 24го Гвардейского Стрелкового Корпуса 7 Гвардейской Армии с 10 марта по 6 апреля 1944 года от м. Новогородка Кировоградской области и до станции Веселый Кут севернее города Одесса проявил исключительное мужество, отвагу и умение, при выполнении ряда боевых заданий Командира Дивизии. Гвардии подполковник Уласовец большинство своей работы переносил непосредственно в боевые порядки частей дивизии, умелым тактическим руководством, когда полки наступали на превосходящие силы противника иногда не имели успеха, тогда подполковник Уласовец благодаря его храбрости и мужеству, находчивости и быстроте определения обстановки, части дивизии успешно отражали контратаки и преследовали отступающие части противника наносили ему большие потери в живой силе и технике.

При форсировании реки Южный Буг подполковни Уласовец, находясь под артиллерийским, минометным и ружейно-пулеметным огнем противника, подвергась непосредственной опасности, руководил переправой 22 Гвардейского воздушно-десантного стрелкового полка, полк переправился с малыми потерями.  Там где была сложая обстановка, там появлялся подполковник Уласовец. За время наступательных боев дивизия прошла боевой путь, нанесла противнику тяжелые потери в живой силе и технике. Заняли сотни населенных пунктов, освободили сотни населенных пунктов, освободили большую территорию Советской земли от немецких оккупантов, захватив при этом большое количество трофеев и пленных.

За проявленное мужество и отвагу, за непоколебимую уверенность в победу Гвардии подполковник Уласовец достоин награждения правительственной наградой Орденом Отечественной войны I степени".

В 1944 году стали вновь востребованы профессиональные железнодорожные познания А. И. Уласовца, полученные перед войной. Александр Игнатьевич был назначен начальником штаба 5-й железнодорожной бригады. По постановлению Совета Труда и Обороны СССР от 14 января 1932 года особый железнодорожный корпус РККА был создан в составе пяти железнодорожных бригад. В составе этого корпуса с 10 марта по 6 июля 1932 года и была сформирована 5-я железнодорожная бригада.

В июле 1944 года А.И. Уласовец участвует в Люблинско-Брестской наступательной операции войск 1-го Белорусского фронта и в освобождении 28 июля 1944 года белорусского города Брест. В этих боях он в очередной раз был ранен...

Гвардии полковник Уласовец А.И. пал смертью храбрых в бою 23 января 1945 года при освобождении Польши, в четырёх километрах от реки Варта. Вот что писала о тех событиях армейская газета «На страже Родины»:

«Войска Первого Белорусского фронта продолжали стремительное наступление, начатое на Висле. Краснознамённая железнодорожная бригада, в которой гвардии полковник Уласовец был начальником штаба, обеспечивала успешное действие наших войск. Под Лодзью бригада получила приказ восстановить разрушенные железнодорожные магистрали.

Начальник штаба вместе с группой из восьми человек выехал на рекогносцировку местности. Производя тщательную разведку, советские воины, возвращаясь обратно, попали в засаду. Завязался неравный бой. Бойцы сражались до последнего патрона. Шестеро из них погибли. Вместе с ними отдал свою жизнь и А.И. Уласовец.

Двое оставшихся в живых солдата рассказали, что коммунист Уласовец до последнего дыхания выполнял свой священный долг перед Родиной».

Похоронен в Бресте (Белоруссия) в братской могиле в парке имени 1 Мая.

 

Именем А. И. Уласовца названа улица в городе Слуцк Минской области Белоруссии.

Награждён орденом Красного Знамени, 2-мя орденами Отечественной войны 1-й степени, а как Герой Советского Союза - орденом Ленина и медалью Золотая Звезда.

Наградной лист_Орден Красного Знамени

Наградной лист_"За оборону Сталинграда"

Наградной лист_"Орден Отечественной войны первой степени"

Наградной лист_ "Орден Отечественной войны первой степени"

Уведомление о смерти Уласовца А.И.

Именной список безвозвратных потерь

Награды А.И. Уласовца (Сталинград)

Награды А.И. Уласовца (Орден Красного Знамени)

Награды А.И.Уласовца (Герой Советского Союза)

По материалам открытых Интернет-источников.

На первом фото - А.И.Уласовец, на втором - памятная плита с фамилией и инициалами Уласовца А.И. в д. Борок, на третьем - фото братской могилы в Бресте.

свернуть