ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ
Специальность: 2-150201 «Декоративно-прикладное искусство»
Квалификация: Художник. Учитель
Рисунок
Натюрморт из 2-3 предметов простых по форме, локальных по цвету, разнообразных по тону и величине на фоне драпировки.
Освещение: дневное
Материал: карандаш, бумага.
Размер: формат А2
Время выполнения задания: 8 академических часов (2 дня по 4 часа).
Требования: абитуриент должен закомпоновать в листе бумаги натюрморт, точно передать пропорции предметов, расположение предметов относительно друг друга, форму и материальность предметов в условиях заданного освещения.
Живопись
Натюрморт из 3-4 предметов быта несложной формы, локальных по цвету, разнообразных по материалу на фоне драпировок.
Освещение: дневное
Материал: бумага, акварель, гуашь.
Размер: формат А2
Время выполнения: 8 академических часов (2 дня по 4 часа)
Требования: абитуриент должен закомпановать в листе бумаги натюрморт, точно передать пропорции предметов, расположение предметов относительно друг друга, форму и материальность предметов, цветовые и тональные отношения предметов в условиях заданного освещения.
Композиция
Выполняется эскиз орнамента или фриза на основе стилизации предложенных природных форм на заданную тему (например «Дары леса», «Птицы», «Осень» и др.).
Материал по выбору абитуриента: бумага, акварель, гуашь, пастель, гелевые ручки и др.
Размер: формат А2
Время выполнения: 5 академических часов (1 день)
Требования: абитуриенты должны в своем эскизе показать ритмическое построение орнамента или фриза, продемонстрировать понимание структурных принципов орнаментально-декоративной композиции.
Специальность: 2-190101 «Дизайн»
Квалификация: Дизайнер-исполнитель. Учитель
Рисунок
Натюрморт из 2-3 предметов простых по форме, локальных по цвету, разнообразных по тону и величине на фоне драпировки (одним из предметов может быть гипсовый орнамент невысокого рельефа).
Освещение: дневное
Материал: карандаш, бумага.
Размер: формат А2
Время выполнения задания: 8 академических часов (2 дня по 4 часа).
Требования: абитуриент должен закомпоновать в листе бумаги натюрморт, точно передать пропорции предметов, расположение предметов относительно друг друга, форму и материальность предметов в условиях заданного освещения.
Живопись
Натюрморт из 3-4 предметов быта несложной формы, локальных по цвету, разнообразных по материалу на фоне драпировок.
Освещение: дневное
Материал: бумага, акварель, гуашь.
Размер: формат А2
Время выполнения: 8 академических часов (2 дня по 4 часа)
Требования: абитуриент должен закомпоновать в листе бумаги натюрморт, точно передать пропорции предметов, расположение предметов относительно друг друга, форму и материальность предметов, цветовые и тональные отношения предметов в условиях заданного освещения.
Композиция
Эскиз композиции на заданную тему (например «Радость», «Обида», «Техника» и др.)
Материал по выбору абитуриента: бумага, акварель, гуашь, пастель, гелевые ручки и др.
Размер: формат А2.
Время исполнения: 5 академических часов (1день)
Требования: абитуриенты должны проявить способность образно отображать свои замыслы на основе наблюдений и представлений.
Специальность: 2-170301 «Искусство эстрады»
Направление: 2-170301-03 «Пение»
Квалификация: Артист. Руководитель эстрадного коллектива. Учитель
Поступающие по специальности «Искусство эстрады (пение)»* должны иметь хорошие музыкальные данные: музыкальный слух, ритм, память, сформированный здоровый голосовой аппарат, а также наличие исполнительских и артистических способностей.
У поступающих не должно быть устойчивых дефектов речи, а также физических недостатков, которые будут мешать профессиональной работе.
Экзамен проходит в два тура:
I тур:
- исполнение наизусть двух вокальных произведений обязательно белорусского или русского и зарубежного композитора (одно из них без аккомпанемента);
- продемонстрировать уровень слуховой культуры, музыкальной памяти и ритма;
II тур:
- исполнение наизусть двух произведений под фонограмму или с концертмейстером;
- собеседование.
Все поступающие по направлению специальности «Искусство эстрады (пение)» до сдачи экзамена проходят медицинский осмотр врача-фониатора.
Направление 2-17 03 01-01 «Искусство эстрады
(инструментальная музыка)»
Поступающие по специальности «Искусство эстрады (инструментальная музыка)» должны пройти собеседование и выполнить:
на инструменте «Фортепиано»
- Два этюда на различные виды техники
- Полифоническое произведение трехголосного склада
- Две разнохарактерные эстрадно-джазовые пьесы
- Импровизацию на заданную тему
- Гаммы до 3-х знаков, арпеджио с оборотом
на инструменте «Саксофон», «Тромбон», «Труба»
- Две гаммы (мажорную и минорную) до 3-х знаков при ключе штрихами staccato i legato в умеренном темпе, арпеджио с обращением
- Два этюда на различные виды техники
- Две разнохарактерные пьесы (в том числе эстрадно-джазового характера) или часть циклического произведения
на инструменте «Ударные инструменты» выполнить на ксилофоне и вибрафоне:
- Две гаммы до 3-х знаков при ключе в умеренном темпом арпеджио с обращением
- Два этюда
- Две разнохарактерные пьесы (в том числе одну эстрадно-джазового характера).
Выполнить на ударной установке:
- Несложную пьесу с фонограммой
- Основные технические приёмы (одиночные и двойные удары, ритмические комбинации)
- Полиритмический этюд (на совместную работу рук и ног)
- 3-4 варианта фактуры аккомпанемента в эстрадно-танцевальной и джазовой манере
на инструменте «Бас-гитара»
Различными способами звукоизвлечения (плектра или пальцами) выполнить:
- Две двухоктавные гаммы (мажорную и минорную) до 3-х знаков при ключе умеренном темпом, арпеджио с обращением
- Два разнохарактерных этюда (технический и ритма-стилистический)
- Классическую пьесу или часть циклического произведения
- Одну эстрадно-джазовую пьесу
- Импровизацию на гармоничную сетку 12-ти тактового блюза
на инструменте «Гитара» и «Электрогитара»
Различными способами звукоизвлечения (плектра или пальцами) выполнить:
- Две двухоктавные гаммы (мажорную и минорную) до 3-х знаков при ключе в 2-3-х вариантах аппликатура, арпеджио в умеренном темпе с обращением
- Отдельные аккорды (трезвучия, аккорды с добавленной Секстой и Ноной, доминантсептаккорд, уменьшенный септаккорд, септаккорд II степени) четвертями в 2-3-х положениях
- Классическую пьесу или часть циклического произведения в сопровождении фортепиано (плектра)
- Две разнохарактерные пьесы (уровень выпускного класса ДМШ)
- Две эстрадно-джазовые пьесы (одна из них в аккордной фактуры)
* - При проведении вступительных испытаний по классу специнструмента, программа выполняется в сопровождении концертмейстера или под фонограмму «минус», записанную на носителе CD (диск). Услуги концертмейстера оказываются колледжем.
Выполнение программы в составе ансамбля или творческой группы не допускается.
Сольфеджио
Поступающие по направлению «Искусство эстрады» (инструментальная музыка) должны:
- Написать одноголосный диктант в течение 25 минут в объёме 8 тактов в мажорной или минорной тональности со сложным ритмом и хроматизмами (размеры: 2/4, 3/4, 4/4; диктуется 10 раз). Ритмические трудности: синкопы, триоли, ноты с точкой, шестнадцатые.
- Спеть гамму до 4-х знаков мажорную (виды – натуральный, гармонический) и минорную (виды - натуральный, гармонический и мелодический).
- Спеть в тональности:
ступени;
характерные интервалы, тритоны – с разрешением;
аккорды (трезвучия главных ступеней и их обороты, доминантсептаккорд и его обращения с разрешением; септаккорды VII ступени (уменьшённый и малый), II степени – с разрешением).
- Спеть от звука вверх и вниз отдельные интервалы и аккорды (указанные в п.3); септаккорды VII и II степени – вверх; увеличенное и уменьшенное трезвучия - вверх и вниз с решением.
- Определить на слух: интервалы и аккорды в тональности, отдельно и в последовательности (4-6 интервалов, 3-4 аккорда).
- Спеть с листа незнакомую мелодию с тактираванием (дирижированием) в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 6/8 (мелодические и ритмические трудности –соответственно диктант).
Специальность: 2-180101 «Народное творчество»
Направление: 2-180101-01 «Хоровая музыка»
Квалификация: Организатор культурно-досуговой деятельности.Руководитель хорового (фольклорного) любительского коллектива
Поступающие по специальности «Народное творчество (хоровая музыка)»* должны обладать музыкальными и вокальными данными: музыкальным слухом и памятью, чувством ритма, иметь здоровый голосовой аппарат.
Содержание вступительного экзамена по специальности:
- Исполнить две народные песни;
- Прочитать наизусть стихотворение или отрывок из прозы;
- Продемонстрировать уровень слуховой культуры, музыкальной памяти и ритма;
- Пройти собеседование.
Все поступающие по направлению специальности «Народное творчество (хоровая музыка)» до сдачи экзамена проходят медицинский осмотр врача-фониатора.
Специальность: 2-180101 «Народное творчество»
Направление: 2-180101-01 «Инструментальная музыка»
Квалификация: Организатор культурно-досуговой деятельности.Руководитель инструментального (фольклорного) любительского коллектива.
Поступающие по специальности «Народное творчество (инструментальная музыка)» должны иметь музыкальные с игрой данные: музыкальный слух, память, чувство ритма, а также специальные музыкальные способности, связанные с умением играть на одном из следующих музыкальных инструментов: баян, аккордеон, цимбалы, балалайка, домра, скрипка, флейта, электро - или классическая гитара.
- Поступающие должны исполнить три разнохарактерных произведения: зарубежной, русской, современной музыки, обработки народных песен и танцев.
- Экзаменационная комиссия может ввести в качестве дополнительного раздела, исполнение песни под собственный аккомпанемент, подбор на инструменте аккомпанемента.
- Собеседование.
В экзаменационной программе обязательно должно быть произведение белорусского композитора.
Примерная сложность программы: 3-5 класс музыкальной школы.
Специальность: 2-180101 «Народное творчество»
Направление: 2-180101-31 «Народные обряды и праздники»
Квалификация: Организатор культурно-досуговой деятельности.
Режиссёр народных обрядов и праздников
Содержание экзамена по специальности:
- Чтение на память отрывка из прозаического произведения.
- Исполнение стихотворения (наизусть).
- Исполнение басни (наизусть).
- Исполнение этюда на заданную тему.
- Проверка музыкального слуха и ритма (исполнение вокального произведения (песни, частушки, романс, куплеты)).
- Проверка пластики и ритмики абитуриента (исполнение танцевального или пластико-хореографического номера).
- Собеседование по вопросам белорусской народной обрядности.
При подготовке к экзамену по специальности абитуриент должен обратить внимание на выбор художественного произведения соответствующего следующим требованиям:
- Злободневность и актуальность тематики выбора произведения;
- Соответствие содержания и жанра выбранного произведения индивидуальным особенностям исполнителя. Его личная заинтересованность данной проблемой;
- Логическая и композиционная завершённость выбранного отрывка.
Требования, предъявляемые к исполнителю художественного произведения
Целью исполнения художественного произведения является эмоциональная, образная передача основной мысли произведения зрителю.
Отрывок из прозы
- Абитуриент исполняет отрывок из выбранного художественного произведения наизусть.
- При передаче текста исполнитель учитывает законы логики речи, соблюдая логические паузы, ударения, смысловые акценты.
- Выстраивая киноленту видения, исполнитель должен стремиться воздействовать ею на зрителя, вызывая в нём эмоциональный отклик.
- При воспроизведении прямой речи персонажей и их диалогов, исполнитель стремится к созданию ярких художественных образов, используя тембр и окраску голоса.
- При исполнении произведения учитывается чёткая дикция и посыл
- Исполнитель должен увлечь слушателя повествованием.
Стихотворение
- Абитуриент исполняет стихотворение наизусть.
- Исполняя выбранное произведение, абитуриент должен передать его содержание, используя законы логики речи: речевые такты, паузы, ударения, ритмический рисунок произведения.
- Передавая основную мысль произведения, исполнитель несёт своё эмоциональное отношение к описанию героев и событий.
- Большое внимание при передаче стихотворного текста исполнитель должен уделить чёткости его произношения и активности при посыле звука.
Басня
Абитуриент исполняет басню наизусть.
- Передача содержания сатирического произведения в соответствии с логической речью и поведением основных персонажей.
- Создание разнохарактерных, сатирических образов путём внутреннего перевоплощения тембровой окраски голоса.
- Передача через исполнителя авторского отношения к основной проблеме и героям произведения.
- Умение исполнителя передать внутренний подтекст басни, придать ему новую социальную окраску.
- Создание нужного темпоритма при чтении басни.
Этюд
При работе над этюдом абитуриент должен знать следующее:
- Этюд создаётся фантазией автора (актёра или режиссёра).
- В основе этюда лежит факт – событие из реальной жизни.
- Построение этюда осуществляется по законам логики действия и композиционного построения.
- Работа в этюде осуществляется посредством физических действий с воображаемыми предметами.
- Исполнитель должен действовать в условиях публичного одиночества с верой в предлагаемые обстоятельства.
- Большое внимание при работе над этюдом абитуриенту следует уделить правдивой органичной оценке основного события.
Проверка музыкального слуха и ритма представляет собой:
- Прослушивание вокальных произведений, предлагаемых абитуриентам (песня, романс, частушка) по выбору. Разрешается использование аккомпанемента или фонограмм.
- Повторение абитуриентом ритмического рисунка, предложенного педагогом.
- Голосовое воспроизведение музыкальных звуков, сыгранных на фортепиано.
- Абитуриенты, владеющие игрой на музыкальных инструментах, по желанию могут исполнить музыкальное произведение.
Проверка пластики и ритма
- Абитуриент исполняет фрагмент танца или хореографической композиции (по желанию).
- Воспроизводит пластико-ритмический рисунок, предлагаемый педагогом.
Собеседование по вопросам белорусской народной обрядности
- Абитуриенту необходимо показать свои знания местного фольклора: игр, белорусских народных танцев, пословиц, поговорок, шуток.
- Абитуриент должен иметь представление о деятельности клубных организаций данного региона по организации и проведению белорусских народных праздников и обрядов.
При подготовке к экзамену по специальности, абитуриент должен уделить внимание на выбор репертуара, учитывая свои индивидуальные особенности.
Художественные произведения, рекомендуемые для подготовки к вступительным экзаменам
Багдановіч М. «Зорка Венера»
Багушэвіч Ф. «Выбраныя творы»
Броўка П. «Між чырвоных рабін»
Быкаў В. «Жураўліны крык»
Гілевіч Н. «Родныя дзеці»
Караткевіч У. «Дзікае паляванне караля Стаха»
Колас Я. «Выбраныя вершы»
Колас Я. «На прасторах жыцця»
Колас Я. «Новая зямля»
Крапіва К. «Выбраныя творы»
Купала Я. «Тутэйшыя», «Паўлінка»
Лынькоў М. «Выбраныя творы»
Мележ І. «Подых навальніцы»
Пысін А. «Вершы»
Андерсен Г. «Сказки»
Ахматова А. «Стихи»
Вознесенский А. «Стихи»
Гоголь Н. «Избранное»
Евтушенко Е. «Стихи»
Есенин С. «Избранные стихи»
Кривин Ф. «Басни»
Крылов А. «Басни»
Куприн А. «Избранные произведения»
Михалков С. «Сказки», «Басни»
Пришвин М. «Рассказы»
Пушкин А. «Избранное»
Пушкин А. «Избранные произведения»
Толстой Л. «Война и мир»
Тютчев Ф. «Стихи»
Фет А. «Стихи»
Чехов А. «Рассказы»
Специальность: 2-170201 «Хореографическое искусство»
Направление: 2-170201-04 «Народный танец»
Направление: 2-170201-06 «Эстрадный танец»
Квалификация: Артист.
Руководитель творческого коллектива. Учитель
Поступающие по специальности «Хореографическое искусство» должны:
- Пройти проверку:
1.1. Физических данных:
- соотношение роста и веса;
- пропорциональность частей тела (фактура, ширина таза, плечей, длина и форма позвоночника);
- специфические анатомические данные (натянутая форма ноги, выворотность и танцевальный шаг, подвижность и сила стопы, гибкость).
1.2. Внешних сценических данных:
- привлекательность (красота), артистичность, эмоциональность, обладание мимикой;
- пластическая выразительность (восприятие и исполнение положений, позиций и поз, координация);
- индивидуальные способности;
- хореографическая память (моторика, координация).
1.3. Музыкальности:
- движения в разных ритмах, темпах, амплитудах;
- ритмическая память;
- музыкально-исполнительское совершенство;
- пластическая импровизация под музыку.
- Поступающие должны:
- исполнить соло в классической или народной манере, этюд. Фрагмент или танцевальный номер;
- повторить предложенные экзаменатором задания в классическом, народном характере, 3-4 комбинации;
- пройти проверку музыкально-слуховых данных (ритмическая память);
- создать самостоятельно танцевальный этюд по заданию экзаменационной комиссии;
- показать элементы силовой и технической подготовки;
- пройти собеседование.
Специальность: 2-170101 «Актёрское искусство»
Квалификация: Актёр.
Руководитель творческого коллектива. Учитель
Для овладения актёрской профессией необходимы следующие актёрские данные:
- способность верить в правду вымысла (сценическая наивность), которая наиболее ярко проявляется в эмоциональной оценке факта, т.е. при восприятии сценической неожиданности, когда нужно заранее известное принять как неожиданное;
- эмоциональность и подвижный темперамент, проявляющиеся в быстроте и силе эмоциональной оценки факта, а также в способности длительно удерживать сценическое чувство, вызванного воздействием сценического (вымышленного) возбудителя;
- большая человеческая «сверхзадача», обеспечивающая глубокую, преданную любовь к будущей профессии (ответ на вопрос: ради чего человек хочет работать в данной области культуры), нравственная личностная позиция человека;
- сильная воля и творческая сосредоточенность, дающие возможность управлять своими чувствами, своим вниманием, сценическим поведением;
- фантазия и воображение, проявляющиеся в нестандартном образном мышлении, в способности использовать жизненный материал для решения определенных творческих задач и ярко видеть результат деятельности фантазии внутренним зрением (видения);
- интеллект, обеспечивающий глубокий и содержательный процесс художественного мышления; начитанность, умение образно мыслить, эстетическое осознание сущности искусства;
- наблюдательность, способность улавливать в жизни и воспроизводить в своем поведении (проигрывать, «показывать», повторять, а не просто передразнивать) существенное и характерное поведение людей, животных и вещей;
- чувство юмора, обеспечивающее способность видеть и чувствовать смешное в жизни и творчески воспроизводить увиденное со всеми оттенками смешного (ирония, гротеск, насмешка, сарказм и т.д.);
- все виды человеческой памяти, в особенности эмоциональной и мышечной;
- обаяние и заразительность – качества, трудно поддающиеся объяснению, но, тем не менее, очень важные. Это очарование личности, притягательная сила, способность увлекать, заражать своими мыслями, образами, переживаниями и побуждениями других людей – одно из важных составляющих одаренности артиста;
- внешние данные (лицо, телосложение, голос) со всеми их индивидуальными особенностями; физическое здоровье, выносливость, пластическая подвижность, музыкальный слух и т.д. Очень важное условие – соответствие внешних и внутренних данных.
Содержание экзамена по специальности:
- чтение наизусть отрывка из прозаического произведения;
- чтение наизусть стихотворения;
- чтение наизусть басни, сатирического произведения;
- исполнение этюда на произвольную тему;
- исполнение вокального произведения (acapella или с сопровождением по выбору абитуриента – фонограмма либо собственный аккомпанемент);
- собеседование.
Выбирать произведение следует то, которое вас волнует, и, учитывая свои индивидуальные способности.
Работа над художественным произведением
Для исполнения берётся небольшой прозаический отрывок из художественного произведения. Он должен быть посвящён какому-то одному событию. Отрывок должен быть законченным в сюжетном отношении и представлять самостоятельный художественный интерес.
Разбираясь в тексте, абитуриент должен найти и определить основную мысль произведения:
- ради чего автор это написал;
- выяснить отношение автора к героям и событиям рассказа;
- установить своё отношение к рассказываемым фактам;
- запомнить ход мысли (логику и последовательность) в изложении фактов и событий.
Обратите внимание:
- на умение вести зрителя к основной мысли, заложенной в произведении, которое будете исполнять;
- на умение свободно общаться со зрителем;
- на сценическую культуру.
На примере краткого анализа некоторых особенностей повести А. П. Чехова «Рассказ неизвестного человека» попробуем проникнуть в мир автора. Рассказ ведётся от первого лица, герой рассказывает о своём прошлом. Сам тон свободного разговора, интонация грустного воспоминания наделяют проникновенным лиризмом эту повесть. В самом тексте повести есть иронические замечания по поводу поведения её героев, есть и определённая доля чеховской иронии по поводу «романтических чувств» и главное, того пафоса, с которым оно высказываются, но в то же время сожаление о том, что сильным чувствам нет места в современной жизни, что они выглядят смешными. В момент кризиса, к которому подходит рассказ, разрешаются сложные, запутанные отношения и, как всегда у Чехова, создаётся новое, ещё более сложное положение, ведущее к новому кризису героев, бесполезно проживающих свою жизнь. Чехова никогда не покидает вера в грядущее светлое будущее.
Работа над стихотворением
Созвучность внутреннего мира автора внутреннему миру исполнителя – главное и обязательное условие успеха работы над стихотворениями разных жанров (при выборе того или иного стихотворения необходимо, чтобы его тема, идея, художественная форма увлекали исполнителя, вызывали желание поделиться своими творческими мыслями, будили его творческое воображение).
Логический и эмоциональный анализ стихотворения – первый этап и основа успешной работы над ним.
Требования к художественному воплощению стихотворения:
а) передача основного смысла стихотворения, донесение идеи его до зрителя;
б) вредность чтения по строчкам;
в) выявление логических и эмоциональных ударений;
г) необходимость строгого соблюдения ритмического рисунка стихотворения.
Глубина, живость и искренность переживания – обязательное условие успеха художественного чтения.
Цель творчества – самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
В этом стихотворении Б. Пастернака проявляется мудрость автора, взвешенность позиции относительно ценностей на земле.
Работа над басней
Басня как вид произведения, при исполнении которого допускаются элементы театрализации. Исполнитель не перевоплощается в героев басни, а одни-двумя характерными штрихами показывает их зрителю. Необходимо раскрыть через изображение зверей или вещей – героев басни – характеры людей, их взаимоотношения. Мораль басни – непосредственное обращение чтеца к зрителю. В басне обязательно утверждается какая-либо социальная-нравственная истина. В басне выражено отношение автора к положительным и отрицательным героям. Басня всегда рассказывается от образа рассказчика, который чётко несёт своё отношение к героям. Это отношение нужно найти, определить и донести до слушателей.
Работа над сатирическими жанрами
Особенность художественного воплощения сатирических произведений – предельная серьёзность при исполнении, «взгляд со стороны». Допустима некоторая театрализация при исполнении сатирических монологов. Обязательность точного определения того, кому обращено сатирическое произведение, – сверхзадачи художественного чтения.
Литература: А. Аверченко «Тэффи», «Юмористические рассказы»; М. Зощенко «Рассказы, фельетоны, повести»; И. Ильф, Е. Петров «Рассказы, фельетоны»; В. Шукшин «Избранное; Леонид Ленч «Душеспасительная беседа» и др.
Этюд
Этюд –это небольшой отрезок сценической жизни, созданный вашим воображением.
Этюд – событийный эпизод, как всякий жизненный факт, – возник, развился, исчерпался.
Вот серия этюдов: «Спасение», «Открытие», «Знакомство», «Пропажа», «Праздник», «Проблема».
Этюды могут быть на знакомое дело:
- на сельскохозяйственных работах («На посту», «Энтузиаст», «Преодоление»);
- моя комната («Реформа», «Наводнение»).
Этюды на три слова: «Письмо. Вода. Огонь» и др.
Вот, например, содержание этюда на три слова:
«Однажды дома нахожу письмо к брату. Кто бы мог писать? Пробую вскрыть конверт, не получается. Намочил водой. Открываю: повестка. А я-то думала пикантная история! Зря открыла письмо. Кладу письмо обратно в конверт, он мокрый, тогда быстро зажигаю газовую плиту и пытаюсь сушить письмо. Только бы заклеить. Начинаю искать клей. Заклеила – и теперь я ни в чём не виновата».
Три слова увязаны, т. е. оправданы.
Этюды на холод и жару: «Пожар», «Находчивость».
Люблю и ненавижу: «Выкуп», «Конкуренция», «Рабство».
Можно использовать литературный материал как основу для этюдов (выбрать из произведения конкретные обстоятельства, события, ситуации).
Создать этюд можно и на материале произведения живописи.
Поняв суть происходящего в картине можно нафантазировать исходное событие. Исходное событие и событие, отображённое художником – две точки, между которыми развивается действие и конфликт, с чего началось развитие действия и чем оно завершилось. Следует помнить, что подлинное творчество может начаться тогда, когда исполнитель по-настоящему увлечён, влюблён и ощущает непреодолимую потребность высказаться.
Если поёте, танцуете, играете на инструменте, рисуете или ещё имеете какие-то способности – продемонстрируйте их экзаменаторам.
Литература, где вы можете выбрать себе отрывок из произведения для исполнения:
Аверченко А. «Широкая масленица», «Нянька» и др.
Бунин И. «Избранное», «Антоновские яблоки» и др.
Валасевіч Э. « Кавалер Мікіта»
Варановіч А. «Жылі-былі»
Генри О. «Дары волхвов»
Гоголь Н. «Мёртвые души»
Задорнов М. «Муха»
Караткевіч У. «Завеі»
Купала Я. «Адплата кахання»
Куприн А. «Избранные произведения»
Пушкин А. С. «Метель»
Ракитный М. «Зацветали яблони»
Чехов А. П. «Неосторожность» и другие рассказы
Шамякін І. «Трывожнае шчасце»
Направление 2-17 03 01-01 «Искусство эстрады (инструментальная музыка)»
Поступающие по специальности «Искусство эстрады (инструментальная музыка)» должны пройти собеседование и выполнить:
на инструменте «Фортепиано»
- Два этюда на различные виды техники
- Полифоническое произведение трехголосного изложения
- Две разнохарактерные эстрадно-джазовые пьесы
- Импровизацию на заданную тему
на инструменте «Саксофон», «Тромбон», «Труба» должны пройти собеседование и исполнить:
- Две гаммы (мажорную и минорную) до 3-х знаков при ключе штрихами staccato i legato в умеренном темпе, арпеджио;
- Два этюда на различные виды техники
- Две разнохарактерные пьесы (в том числе эстрадно-джазового характера) или часть циклического произведения
на инструменте «Ударные инструменты» выполнить на ксилофоне и вибрафоне должны пройти собеседование и исполнить:
- Две гаммы до 3-х знаков при ключе в умеренном темпом арпеджио;
- Два этюда
- Две разнохарактерные пьесы (в том числе одну эстрадно-джазового характера).
Выполнить на ударной установке:
- Одно произведение под фонограмму (-1)
- Основные технические приёмы (одиночные и двойные удары, ритмические комбинации)
- Полиритмический этюд (на совместную работу рук и ног)
- 3-4 варианта фактуры аккомпанемента в эстрадно-танцевальной и джазовой манере
на инструменте «Бас-гитара» различными способами звукоизвлечения (плектром (медиатором) или пальцами) исполнить:
- Две двухоктавные гаммы (мажорную и минорную) до 3-х знаков при ключе умеренном темпом, арпеджио;
- Два разнохарактерных этюда (технический и ритма-стилистический);
- Классическую пьесу или часть циклического произведения;
- Одну эстрадно-джазовую пьесу;
- Импровизацию на заданную тему.
на инструменте «Гитара» и «Электрогитара» должны пройти собеседование и исполнить:
Различными способами звукоизвлечения (плектром (медиатором) или пальцами) исполнить:
- Две двухоктавные гаммы (мажорную и минорную) до 3-х знаков при ключе в 2-3-х вариантах аппликатуры, арпеджио в умеренном темпе;
- Отдельные аккорды (трезвучия, аккорды с добавленной Секстой и Ноной, доминантсептаккорд, уменьшенный септаккорд, септаккорд II степени) четвертями в 2-3-х положениях
- Классическую пьесу или часть циклического произведения в сопровождении фортепиано (плектром);
- Две эстрадно-джазовые пьесы (одна из них в аккордовой фактуре)
* - При проведении вступительных испытаний по классу специнструмента, программа выполняется в сопровождении концертмейстера или под фонограмму «минус», записанную на носителе CD (диск). Услуги концертмейстера оказываются колледжем.
Выполнение программы в составе ансамбля или творческой группы не допускается.
Сольфеджио
Поступающие по направлению «Искусство эстрады» (инструментальная музыка) должны:
- Написать одноголосный диктант в течение 25 минут в объёме 8 тактов в мажорной или минорной тональности со сложным ритмом и хроматизмами (размеры: 2/4, 3/4, 4/4; диктуется 10 раз). Ритмические трудности: синкопы, триоли, ноты с точкой, шестнадцатые.
- Спеть гамму до 4-х знаков: мажорную (виды – натуральный, гармонический) и минорную (виды - натуральный, гармонический и мелодический).
- Спеть в тональности:
- ступени;
- характерные интервалы, тритоны – с разрешением;
- аккорды (трезвучия главных ступеней и их обращения, доминантсептаккорд и его обращения с разрешением; септаккорды VII ступени (уменьшённый и малый), II степени – с разрешением).
- интервалы и аккорды от звука (в соответствии с п.3)
- интервалы и аккорды в тональности, отдельно и в последовательности (4-6 интервалов, 3-4 аккорда).
- Спеть от звука вверх и вниз отдельные интервалы и аккорды (указанные в п.3); септаккорды VII и II степени – вверх; увеличенное и уменьшенное трезвучия – вверх и вниз с решением.
- Определить на слух:
- Спеть с листа незнакомую мелодию с тактираванием (дирижированием) в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 6/8 (мелодические и ритмические трудности –соответственно диктанту).
свернуть