Выступление на заседании РМО по английскому языку по теме:
«Технология визуализации обучения. Цели, задачи, преимущества»
Шостак Анастасия Александровна,
учитель английского языка ГУО «Знаменская средняя школа»
Визуализация (от латинского – «зрительный») – это способность мозга видеть предметы в образах. Визуализация является самым мощным инструментом добровольного внушения, которое известно на сегодняшний день. Для мозга представляемые события являются реальными: придание визуальной формы любому субъекту, объекту, процессу, который существует в мысленном представлении, механическое вызывание образа, создание четких, устойчивых и ярких образов любой сложности и специфики при помощи технических устройств или мыслительных образов непосредственно в своем уме, что является мысленной визуализацией. Этот факт является доказанным.
А в педагогике и методике преподавания визуализация – это наглядность, которая способствует восприятию предметов и изучаемых процессов, формирует представления об объективной действительности, и вместе с тем предлагает анализировать и обобщать воспринимаемые явления в связи с учебными задачами.
Если рассматривать конкретный учебный предмет, в нашем случае – иностранный язык, то визуализация информации в обучении иностранным языкам – это представление в удобной и доступной форме сообщений об основных фактах, событиях, процесса культуры, передаваемых средствами иностранного языка. Средства визуализации информации (иллюстрации, коллажи, инфограммы, схемы, презентации, видеофрагменты и т.д.) знакомят учащихся с миром иноязычной культуры и языка, как его компонента, представляя сообщения в уже переработанном, «сжатом» виде, и выступают одновременно в роли визуального стимула общения.
Визуализация учебной информации позволяет решить целый ряд педагогических задач:
- обеспечение интенсификации обучения;
- активизации учебной и познавательной деятельности;
- формирование и развитие критического и визуального мышления;
- развитие зрительного восприятия;
- передача знаний и распознавания образов;
- повышение визуальной грамотности и визуальной культуры.
Роль визуализации в процессе обучения исключительна. Особенно в том случае, когда использование наглядных средств не сводится к простому иллюстрированию с целью сделать учебный процесс более доступным и легким для усвоения, а становится органичной частью познавательной деятельности учащегося, средством формирования и развития не только наглядно-образного, но и абстрактно-логического мышления.
Использование средств визуализации для управления познавательной деятельностью в процессе обучения способствует:
- созданию образовательной среды, способной в различных учебных ситуациях демонстрировать наглядные образы изучаемых процессов и явлений, а также оперированию ими;
- развитию интеллектуального мышления. При этом можно говорить и о визуальном мышлении, и коммуникативном мышлении и т.д.;
- изменению иллюстративных свойств, средств наглядности на познавательные, которые становятся основой всего процесса обучения.
Известно, что основными психическими процессами, участвующими в познавательной деятельности, являются ощущения, восприятие, память и мышление. А такие психические процессы как эмоции, мотивация и внимание или ускоряют, или замедляют восприятие, осмысление и запоминание учебного материала.
В настоящее время проблема исследований данного метода изучения иностранных языков привлекает особенно пристальное внимание лингвистов. Окружающий мир воспринимается каждым индивидом по-своему, поэтому интерпретация конкретных материальных реалий и отношений, которые отражают пространственные и временные отношения, находят свое выражение в лексемах и их этимологии. Наименования реалий и реальных отношений имеют различия в разных языковых системах, поскольку каждый этнос формирует на протяжении многих веков свою собственную картину мира.
Отражая отношения окружающей реальности, визуализация не может существовать без вербализации. Изображение способно передавать гораздо больший объем информации об объекте и отношениях между объектами, чем информация, представленная вербально. Доказано, что четверо из пяти школьников – визуалы и только один аудиал и/или кинестетик.
Следует заметить, что визуальная информация воспринимается носителями разных языков практически всегда безошибочно, тогда как восприятие словесной информации может вызвать недопонимание, ошибочное толкование многозначных лексем, неверное произношение, затрудняющее общение и т.д. Исследования визуализации позволяют широко опираться на способность человека мысленно моделировать реалии и их отношения в окружающем мире при обучении иностранным языкам.
Поэтому дидактические аргументы и методические предложения по включению визуальных средств коммуникации в процесс обучения иностранному языку вполне оправданы. В настоящее время, как и прежде, визуализация опирается на изображение, будь то просто рисунок, картинка, график, фотографические статичные либо подвижные снимки независимо от степени абстрактности вплоть до электронного изображения на экране.
Эффективное функционирование технологии визуализации обеспечивается посредством реализации совокупности выработанных принципов, поскольку именно принципы обеспечивают преемственность в обучении. Анализ отдельных публикаций по проблемам обучения иностранному языку с использованием средств наглядности позволил выделить наиболее значимые принципы: принцип целенаправленности – применение этого принципа требует от преподавателя знания основной цели использования данного средства визуализации в конкретной ситуации в учебном процессе, исходя из необходимости реализации обучающего, воспитательного, развивающего и познавательного аспектов иноязычного образования; принцип функциональности означает, что любое средство визуализации выполняет в процессе обучения определенные функции обучающего, воспитательного, развивающего и познавательного характера, обеспечивая практическое овладение языком, принцип комплексности предполагает включение в содержание средства информации и/или знаний, позволяющих обеспечить совместное обучение трем сторонам речи (лексической, грамматической и произносительной), их структурным компонентам, за счет чего происходит параллельное усвоение произношения, лексики, грамматики и развитие устной речи, чтения и письма.
Вместе с тем, важно понимать, что информационная насыщенность учебного процесса предполагает специальную подготовку учебного материала перед его предъявлением обучаемым.
Таким образом, учитывая все вышеизложенное, необходимо определить основную цель и задачи данной технологии.
Особенно эффективна визуализация на первоначальном этапе освоения иноязычных наименований объектов и пространственных отношений. Учащимся могут быть представлены изображения, моделирующие различные реалии и их взаимосвязи. Выполняя задания по описанию изображения, учащийся мотивирован на использование вербальных иноязычных средств в том объеме, каким он владеет. Истории в картинках (комиксы) вызывают повышенный интерес у учащихся. Упражнения и задания, прилагаемые к картинкам, служат достижению поставленной преподавателем цели: учащиеся должны рассказать о событиях на картинках, используя учебный материал соответствующего уровня. Если каждое изображение будет сопровождаться нужным и удобно размещенным учебным материалом для ответов на вопросы и для рассказа истории по картинкам, то через 10-20 уроков учащиеся смогут успешно строить рассказ по изображению, представленному им в качестве задания для устного высказывания. Учащиеся без труда смогут выполнить простые задания в форме игры в вопросы-ответы, находя необходимый лексический и грамматический материал рядом с изображением. При подобной подаче заданий практически исключается вмешательство преподавателя, который пытался бы исправить или критиковать высказывания. Лишь при направляющей и наблюдательной роли преподавателя возможна раскрепощенность обучающихся, их доминирование при выполнении задания, следовательно, и их желание общаться на иностранном языке, без страха сказать что-то неправильно. Постепенное использование на занятиях визуальных средств коммуникации позволит в дальнейшем варьирование заданий с их усложнением и более широким привлечением лексического и грамматического материала.
Итак, рассмотрим лишь некоторые преимущества визуализации перед остальными технологиями обучения:
- помогает учащимся правильно организовывать и анализировать информацию: диаграммы, схемы, рисунки, карты памяти способствуют усвоению больших объемов информации, позволяют легко запоминать и прослеживать взаимосвязи между блоками информации;
- дает возможность связать полученную информацию в целостную картину о том или ином явлении или объекте;
- быстро охватить большой объем информации;
- воспроизвести и реконструировать разные процессы и события;
- изложить учебный материал в увлекательной, запоминающейся форме.
Существуют различные вариации использования визуальных средств в методике обучения иностранным языкам. Даже, кажется на первый взгляд обычная презентация PowerPoint, при грамотном использовании является эффективным средством, которое обеспечивает участников образовательного процесса необходимыми средствами по представлению, обработке, хранению и передаче учебной информации. Таким образом, одним из приоритетных направлений в области обучения иностранным языкам, основополагающей целью которого является оптимизация обучения, является применение принципа визуализации.
Ссылка на Google-презентацию по теме «Технология визуализации»: https://docs.google.com/presentation/d/1G9u8vE7vbE71DhIwDPpnTJPIV3LeAfvXE4sAYdkzm2M/edit?usp=sharing
Ссылки на приложения и сервисы для создания средств визуализации информационного контента:
- Сайт «Дистанционный всеобуч для учителя»:
http://e-asveta.adu.by/index.php/distancionni-vseobuch/obuchenie-online/servisy-dlya-sozdaniya-interaktivnykh-uprazhneniy/217-сервисы-для-создания-интерактивного-учебного-контента
- Подборка сервисов для создания интерактивных заданий:
https://edmarket.ru/blog/adm-8-online-services
- Сервисы для создания интерактивных плакатов:
http://wiki.tgl.net.ru/index.php/Сервисы_для_создания_интерактивных_плакатов
- Подборка сервисов для создания ментальных карт (mindmaps):
https://www.unisender.com/ru/blog/idei/navesti-poryadok-v-golove-i-ne-tolko-10-luchshih-servisov-dlya-sozdaniya-intellektualnyh-kart/
https://skillbox.ru/media/growth/7_instrumentov_dlya_sozdaniya_intellekt_kart/
- Сервис Canva:
https://www.canva.com/ru_ru/grafiki/intellekt-karty/
свернуть