
Конкурс эссе «Мы в ответе за Победу»
«Великая Отечественная в моей семье»
Шёл 1926 год… В семье Ольги Тарасовны и Алексея Григорьевича Грицкевичей родился первенец, назвали Виктором. Виктор – победитель! Сколько надежд о счастливой и слаженной жизни было у молодой семьи! Вырастет Витя, станет доктором или военным, а может, учителем или агрономом, будет у него своя семья, красавица-жена и много детей. Тут же вслед за ним определится в жизни его младший брат - Николай… Так думается и желается каждым родителям, каждой семье.
Красавица Ольга, трудолюбивый и надёжный Алексей и их сыновья Виктор и Николай – мои такие далёкие и вместе с тем, родные предки. Я их никогда не видела, но знаю многое из их биографии от моей мамы, моих бабушек. Рассматривая довоенные черно-белые, немного пожелтевшие от времени, фотографии, вижу глаза Ольги, моей прапрабабушки: счастливые, заботливые, полные надежд и желания вырастить сыновей и прожить мирную жизнь… Но этому никогда не суждено было сбыться…
Шёл суровый и страшный 1941 год. Война началась для всех и каждого - неожиданно, в один миг, в одночасье. Нашему поколению трудно представить, как выживали в те суровые годы наши прабабушки, прадедушки, их родители. На какие жертвы приходилось идти ради куска хлеба, чтобы прокормить своих детей; за каждую пядь родной земли стояли до последнего, отдавали жизни за свободу и независимость. Причем делали это, не жалея себя, не думая о ранах и страданиях… Прапрабабушка вспоминала, что фашисты остановились на постой прямо в её огороде, в деревне Варковичи Слуцкого района. Было страшно, не столько за себя, сколько за своих детей. Непонятная речь фашистов, грубый смех, надменное и вольготное поведение вселяло ненависть в жителей деревни. Поэтому в 1944 году, когда война, казалось бы, подходила к завершению, на фронт попросился и старший сын Ольги – Виктор. Мать с пониманием отнеслась к выбору сына, хотя пролила немало слёз.
- Витя, сыночек! Не уходи!!! Тебе всего восемнадцать! - надрывным голосом кричала мать. Но она понимала, что её сын не может поступить иначе…
Так, прибыв в Слуцкий районный военный комитет, Грицкевич Виктор Алексеевич для прохождения службы был направлен в 265-й Краснознаменный полк 20-ой стрелковой Барановичской дважды Краснознаменной ордена Суворова дивизии.
Через какое-то время, когда Виктор сообщил в письме, что их перебрасывают в Восточную Пруссию, моя прапрабабушка, чувствуя сердцем, что может случится страшное, мчится на Слуцкий железнодорожный вокзал. Там она садится в ближайший поезд до Барановичей и едет с надеждой повидать сына, прижать к себе, и (если бы такое было возможно!) не отпускать его никуда. И она увидела своего победителя!
- Витя! Витя! Сынок! Я здесь!
Они обнялись на перроне. Оба чувствовали, что встреча их будет последней. Ольга услышала страшный гудок паровоза.
- Пора, мама! Мне пора…
…Всю жизнь прапрабабушка пугалась громких гудков паровозов. Она их не любила, тревожилась, начинала плакать: в памяти всплывали последние минуты прощания с сыном.
А в марте 1945 года пришла «похоронка», треугольник с сообщением, что ваш сын Грицкевич Виктор Алексеевич при штурме города Прейсиш-Эйлау (теперь Калининградская область) 24.02.1945 года был ранен, скончался от ран 26.02.1945 года. Вот и все. Одно предложение, которое перевернуло всю жизнь моей семьи. Эти страшные слова, слова-убийцы, перевернули жизнь каждого белоруса, врезались холодными осколками в сердце каждого жителя нашей страны.
Уже намного позже, в мирное время, мой дед и его отец Николай, младший брат Виктора, приложили все силы, чтобы узнать, как погиб Виктор, где он был захоронен. И действительно, приехав в Калининградскую область, в город Багратионовск, им удалось разыскать мемориал, установленный на братской могиле. На мраморной плите нашли фамилию, инициалы – подтверждение, что Виктор действительно погиб, что «похоронка» не была ошибкой. На доске у мемориала был нанесен следующий текст: «Калининградская область. Багратионовский район. Братская могила советских воинов, погибших при штурме города Прейсиш-Эйлау в феврале 1945 года». Так, далекая Россия стала страной, где пал мой белорусский прадедушка, а братская могила для 3800 воинов стала последним пристанищем простого деревенского паренька девятнадцати лет…
Ольга Тарасовна Грицкевич – мать воина, мать героя, мать настоящего мужчины, до конца своих дней надеялась и ждала своего Витеньку, Виктора-победителя…
Грицкевич Стефания Александровна, 14 лет
свернуть