Я - исследователь

Фестиваль "Я - исследователь"

развернуть

Порядок проведения

фестиваля «Я – исследователь»

детей старшего дошкольного возраста

Слуцкого района

1. Общие положения

1.1. Открытый фестиваль «Я – исследователь» Слуцкого района (далее – фестиваль) проводится с целью развития интеллектуально-творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.

1.2. Основными задачами фестиваля являются:

выявление детей старшего дошкольного возраста, проявляющих исследовательскую активность и реализующих ее в собственных творческих продуктах;

содействие развитию исследовательских умений и познавательных мотивов, побуждающих детей старшего дошкольного возраста к практическому познанию окружающего мира и продуктивному взаимодействию со взрослыми и сверстниками;

совершенствование умений детей старшего дошкольного возраста устанавливать причинно-следственные связи, формулировать простейшие выводы, проявлять оценочное отношение к окружающему миру;

создание условий для профессионального совершенствования педагогических работников, выявления и распространения опыта работы по развитию исследовательских умений воспитанников учреждений дошкольного образования.

1.3. Организаторами фестиваля являются управление по образованию Слуцкого райисполкома.

1.4. Фестиваль проводится по номинациям:

 «Ребенок и природа»,

«Мая Радзіма Беларусь»,

«Необычное в обычном»,

«Бюро находок».

1.5. К участию в фестивале приглашаются воспитанники учреждений дошкольного образования, (далее – учреждения дошкольного образования), в возрасте от 5 до 7 лет;   законные представители и (или) педагогические работники, которые представили в оргкомитет индивидуальные и (или) коллективные исследовательские работы воспитанников. Для каждой индивидуальной и (или) коллективной исследовательской работы определяется руководитель из числа педагогических работников учреждения дошкольного образования и (или) законных представителей воспитанника.

1.6. Участие в фестивале является бесплатным.

1.7. Для организации и проведения каждого этапа фестиваля создаются организационные комитеты (далее – оргкомитет).

Состав оргкомитета первого этапа фестиваля определяется приказом руководителя учреждения дошкольного образования, второго этапа – управления по образованию Слуцкого райисполкома.

Оргкомитет на каждом этапе фестиваля:

осуществляет руководство подготовкой и проведением соответствующего этапа фестиваля;

согласовывает время и место проведения фестиваля;

определяет сроки подачи заявок на участие;

определяет состав участников;

разрабатывает и утверждает программу проведения соответствующего этапа фестиваля;

определяет состав экспертных групп;

осуществляет взаимодействие с заинтересованными организациями по вопросам подготовки и проведения фестиваля, а также освещения его в средствах массовой информации;

определяет способы информационно-рекламной поддержки фестиваля;

награждает участников фестиваля;

решает иные вопросы, возникающие в ходе подготовки и проведения соответствующего этапа фестиваля.

1.8. Для оценки исследовательских работ, подведения итогов и определения финалистов на каждом этапе фестиваля создается экспертная группа в составе не менее трех человек из числа квалифицированных специалистов в сфере обучения и развития детей старшего дошкольного возраста.

Экспертную группу возглавляет председатель. Председатель и члены экспертной группы не могут входить в состав оргкомитета соответствующего этапа.

1.9. Экспертная группа на каждом этапе фестиваля:

оценивает исследовательские работы детей дошкольного возраста в соответствии с критериями (приложение 2, 3);

определяет финалистов и вносит в оргкомитет предложения по их награждению;

оформляет протоколы решений экспертной группы;

рассматривает обращения участников по вопросам, возникшим в результате оценки исследовательских работ.

1.10. Решения экспертной группы фестиваля принимаются на заседаниях путем открытого голосования и оформляются протоколами. Экспертная группа имеет право принимать решение, если на заседании присутствует не менее двух третей состава утвержденного состава. Решение экспертной группы считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов жюри.

 

2. Условия проведения фестиваля

2. Фестиваль организуется в два этапа:

2.1. Первый этап проводится учреждениями дошкольного образования до 27 ноября 2020 года.

2.2. Для участия в первом этапе фестиваля педагогические работники и (или) законные представители воспитанников представляют в оргкомитет первого этапа фестиваля следующие материалы:

заявку на участие по форме (приложение 1);

исследовательскую работу с указанием руководителя (приложение 4, 5).

2.3. Второй этап фестиваля (районный) проходит в период с 30 ноября по 24 декабря 2020 года.

2.4. Для участия во втором этапе фестиваля оргкомитету первого этапа, руководителям учреждений образования, необходимо:

 до 30 ноября 2020 года включительно представляют в оргкомитет первого этапа фестиваля следующие материалы: заявку на участие по форме (приложение 1); исследовательскую работу с указанием руководителя (приложение 4, 5);

до 09 декабря 2020 года – видеозапись презентации исследовательской работы автором на Google-диске.

2.5. На основании представленных материалов экспертная группа второго этапа фестиваля подводит итоги и определяет победителей не позднее 24 декабря 2020 года.

2.6. По итогам фестиваля:

участники второго этапа фестиваля (районного) получают свидетельства участников;

победители награждаются дипломами финалистов.

 

3. Требования к исследовательским работам

и участникам фестиваля

3.1. К участию в фестивале допускаются индивидуальные и коллективные исследовательские работы указанной тематической направленности, выполненные под руководством законных представителей ребенка и (или) педагогических работников. Одним автором (авторским коллективом) может представляться только одна исследовательская работа.

3.2. Представленные исследовательские работы должны соответствовать требованиям согласно приложениям 5,6.

3.3. Исследовательские работы, поступившие после окончания срока регистрации на участие во втором этапе фестиваля (районном), а также не соответствующие установленным требованиям, к участию в финале фестиваля не принимаются.

3.4. Работы, подготовленные в форме информационных сообщений или реферативные работы, не рассматриваются.

3.5. Плагиат, использование исследовательских работ других авторов недопустимы на любом этапе процесса исследования или фестиваля.

 

4. Финансирование фестиваля

4.1. Финансирование фестиваля осуществляется в установленном порядке за счет средств, выделенных на проведение централизованных мероприятий, и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

 

Приложение 1

Требования к оформлению заявки на участие

На каждую исследовательскую работу оформляется индивидуальная заявка.

В заявке указывается:

  1. Ответственный за регистрацию:

– Ф.И.О.;

– должность, место работы;

– мобильный телефон;

– электронная почта.

  1. Регион/город/район.
  2. Номинация:

«Ребенок и природа»;

«Мая Радзіма Беларусь»;

«Необычное в обычном»;

«Бюро находок».

  1. Название исследовательской работы.
  2. Тип работы:

– индивидуальный;

– командный.

  1. Информация об авторе (авторах) работы:

– Ф.И.О. ребенка (полностью в именительном падеже);

– дата рождения;

– учреждение образования (по уставу);

– группа/класс.

  1. Руководитель работы:

– педагогический работник (указать должность) и (или) законный представитель.

– Ф.И.О. руководителя работы.

  1. Ссылка для скачивания файлов: исследовательская работа и видеозапись презентации работы ребенком на первом этапе фестиваля.

Приложение 2

Критерии оценки исследовательской работы ребенка

Критерий оценки

Оценка в баллах

Итого

0 баллов

1 балл

2 балла

1. Тема исследовательской работы

Тема

не соответствует представленной номинации

и не отличается оригинальностью

Тема соответствует представленной номинации,

но не отличается оригинальностью (повторяется)

Тема соответствует представленной номинации, отличается оригинальностью (непохожестью), отражает исследовательскую проблему

 

2. Обоснование выбора исследовательской проблемы

Детская мотивация выбора исследовательской проблемы отсутствует

и (или) задана взрослым

Исследовательская проблема соответствует возрастным познавательным интересам ребенка,

но актуальна

для взрослого

Исследовательская проблема соответствует возрастным познавательным интересам

и инициирована самим ребенком (проблема имеет смысл

и значимость для самого ребенка)

 

3. Наличие исследовательского компонента

в работе

Решение исследовательской проблемы подменяется художественным творчеством, социально значимой деятельностью, сбором

и перечислением фактов

Работа представляет собой описание выполненных исследовательских действий (обследование предметов),

не направленных

на решение заявленной проблемы

Исследовательская проблема решается

в процессе подтверждения

и (или) опровержения выдвинутых предположений; проведен анализ, сравнение, обобщение, выделение качеств и свойств изучаемого предмета; устанавливаются причинно-следственные связи

 

4. Согласованность цели, содержания

и результатов исследования

Наличие противоречивости между целью, содержанием

и результатами исследования

Цель реализуется в содержании работы,

но полученные результаты

не отражают

ее достижение

или содержание работы и результаты исследования

не соответствуют цели

Содержание работы представлено логично, структурировано, обеспечивает достижение цели, результаты исследования (выводы) согласованы

с целью

 

5. Методы исследования

Нарушение

условий безопасности проведения исследования ребенком

Однообразие

методов исследования,

использование методов, не соответствующих решению поставленной проблемы

Вариативное использование безопасных, адекватных возрасту ребенка, целесообразных заявленной проблеме методов

исследования

 

6. Результаты исследования

Отсутствует описание результативности исследовательской работы, приведены формальные выводы

Результаты исследования описаны,

но выводы

не являются логичными,

не отражают связи

и отношения изучаемых объектов

и явлений

Описаны полученные результаты решения исследовательской проблемы, сделаны логичные выводы, которые подтверждаются

наличием продуктов детской исследовательской деятельности (схемы, дневники наблюдений, рисунки и др.)

 

 

Итого

 

 

Приложение 3

Критерии оценки презентации исследовательской работы ребенком

Критерий оценки

Оценка в баллах

Итого

0 баллов

1 балл

2 балла

1. Степень самостоятельности

в презентации исследовательской работы

Представляет заученный текст исследовательской работы, не может ответить вопросы взрослого

и сверстников, рассуждать

и поддерживать беседу

Владеет содержанием исследовательской работы,

но в диалоге

не демонстрирует

готовность поддержать дискуссию

по проблеме исследования, рассуждать

Свободно излагает содержание исследовательской работы, умеет вести диалог

со взрослым

и сверстниками, отвечает

на вопросы, рассуждает

 

2. Связанность

и осознанность изложения содержания исследовательской работы

Выступление представляет

собой пересказ

готовой информации, ответы на вопросы свидетельствуют

о непонимании исследовательской проблемы,

к материалам стенда во время выступления

не обращается

Выступление логично,

связно

и последовательно, но проявляется низкая

рефлексивность процесса

и результата исследовательской работы при ответе на вопросы (Почему выбрал тему исследования? Чему научился? Что было самым интересным, трудным? Что удалось сделать?

Что не получилось? Почему?);

при необходимости обращается

к демонстрации хода и результатов исследования,

но не может их пояснить, аргументировать

Логично, связно

и последовательно представляет ход

и результаты исследования,

при необходимости обращается

к фото, видеоматериалам, рисункам, моделям, схемам, графикам, дневникам наблюдений, таблицам, опытам

и др., проявляет высокую рефлексивность процесса

и результата исследовательской работы

 

Итого

 

 

Приложение 4

Структура исследовательской работы

детей дошкольного возраста и младших школьников

(работа оформляется взрослым)

Файл исследовательской работы должен содержать следующую информацию:

  • титульный лист (Ф.И.О. автора (авторов), учреждение образования, номинация, название работы);
  • введение (обоснование выбора темы, цель, предположение (гипотеза) исследования);
  • описание исследовательской работы;
  • полученные результаты;
  • анализ результатов и выводы;
  • приложения (при необходимости).

Приложение 5

Требования к оформлению исследовательской работы

Объем исследовательской работы не должен превышать 3-х страниц печатного текста (формат – Microsoft Word 2003/2007, шрифт – Times New Roman, размер 15, междустрочный интервал – одинарный; поля: слева, справа, сверху – 20 мм, снизу – 30 мм). Объем приложений – до 3 страниц. Текст печатается на одной стороне страницы. Страницы нумеруются, цифру номера страницы ставят внизу по центру страницы. На титульном листе номер страницы не ставится.

В оргкомитет второго этапа предоставляется видеозапись презентации работы ребенком на первом этапе фестиваля (продолжительностью не более 8 минут). Исследовательские работы и видеозапись презентации работы ребенком должны быть размещены участниками фестиваля в облачном хранилище данных «Google Диск», «Яндекс. Диск» или «Облако Mail.Ru» с указанием ссылки для скачивания файлов в разделе заявки.

 

Приложение 6

Требования к оформлению стенда

Для презентации исследовательской работы ГУО «Минский областной институт развития образования» предоставляет отдельный стенд, состоящий из конструкции для размещения плаката, стола и стульев.

Во время стендовой защиты не допускается размещать:

  • живые организмы: растения, животные и производные материалы;
  • образцы камней, почвы;
  • все виды химических веществ, особенно легковоспламеняющиеся и потенциально опасные для здоровья человека;
  • любые опасные приборы (в том числе острые: иглы, ножи и т.д.);
  • фотографии лабораторных процедур вскрытия животных;
  • демонстрацию любых опытов с использованием химических веществ, а также открытого огня.

Размещение на стенде любой установки предварительно согласуется с оргкомитетом.

В случае необходимости использования компьютеров для презентации работы, перечень требуемых программных и аппаратных средств должен быть согласован с оргкомитетом.

 

 








свернуть

Исследовательская работа

развернуть

 

Номинация:                       «Ребенок и природа»

 

Название работы:              «Собака – самый верный друг человека!»   

 

Автор: Шостак Валентина Максимовна, 5 лет 

 

Актуальность: каждый из нас сталкивается в своей жизни с собаками. Они, как никто другой, чувствуют и понимают человека, они ему близки и верны из-за своих природных качеств.

Цель работы:  выяснить, почему собаку называют самым верным другом человека.

Задачи работы:

  1. Узнать, как появились собаки.
  2. Изучить характер, повадки, инстинкты собак.
  3. Показать значение собак в жизни человека.
  4. Познакомиться с правилами ухода за животными.
  5. Поделиться накопленной информацией с друзьями.

  Гипотеза: собака является самым верным четвероногим другом человека из-за своих природных качеств.

Ссылка на видео: https://drive.google.com/file/d/1txGY_9v4rs1FjK3HXTVtu0lEdC5jVX-U/view?usp=sharing 

 

свернуть

Фотоматериалы к исследовательской работе

развернуть

 

 В поисках информации к исследовательской работе  я...

   прочитала много книг,

       посетила библиотеку,

 

пообщалась с хозяевами породистых собак     

изучила характер и поведение своего домашнего питомца    

 

 

Моя исследовательская работа состоит из следующих разделов:

 

История происхождения собак

Дружба людей и собак началась очень давно: первыми собаками были волки, которые жили рядом с первобытным человеком.

 

Разнообразие пород собак, значение собак в жизни человека

В мире существует более 400 пород, а также бывают служебные, охотничьи и декоративные собаки. И каждая из пород обладает своими особенными качествами, которые приносят огромную пользу человеку.

 Собаки-поводыри -  порода лабрадор.

 Собаки-пограничники, сторожа, пастухи, спасатели - основные "профессии" овчарок.

 

  Таксы - отличные охотники!

 

Чтобы собака стала самым верным другом, нужно заботиться о ней: кормить, поить, регулярно выгуливать, а также давать витамины, ухаживать за зубами, ушами и шерстью, купать, делать прививки: 

  

 

Наблюдение 1. Первое, с чего я решила начать, это было наблюдение за тем, как он встречал меня после садика: он весело вилял хвостом, вставал на лапы, ложился на спину, в ожидании того, что я поглажу ему живот.

            

 

Тест 1. Я с мамой решила проверить, отличает ли собака  наши шаги и голоса от шума  посторонних людей: как оказалось, мой питомец, услышав мои шаги, не залаял.

Тест 2. А что на счет обоняния, с помощью которого собаки помогают найти все что угодно?

  

 

Полученные результаты

Накопив много интересной информации о собаках, я решила поделиться ею со своими друзьями - так пришла идея создания мини-музея четвероногих друзей в детском саду.

 

  

 

Фестиваль домашних животных

 

свернуть